Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 153
В педагогике мысленный эксперимент имеет достаточно широкую популярность. Сегодня ставится вопрос о его использовании в учебно-познавательной деятельности школьников (126. С.133). Собственно, этот вопрос уже давно стоял на повестке дня и по своему решался. Например, в рамках проблемного обучения, где от учеников требуются умения по формулировке проблемы, гипотез ее решения и т.д. Велика роль мысленного эксперимента в исследованиях интеграционных процессов в педагогике. Он является идеальным инструментально-методологическим средством познания целостностей. Мысленный эксперимент - это конденсирующий, "стягивающий" метод, способный "схватить" целое во всем многообразии его проявления и "сцеплений". Справедливо поступает Г.В.Воробьев, определяя мысленный эксперимент как "мысленное изменение функций частей в целом с целью выявления возможных, вероятных новых качеств целого" (20.С.74).
10. Аксиоматический метод открывает теоретические методы исследования интеграционных процессов в педагогике. Главная его роль - принятие за основу исследовательского процесса в принципе недоказуемых постулатов-аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории по принятым в ней правилам вывода. В сущности мы сталкиваемся с фактом вторжения веры в научную область: ученый должен верить, что данная аксиома истинна не прибегая к научным доказательствам. Это дало возможность одному из современных отечественных философов заявить, что "аксиомы философских систем опираются лишь на веру" (48.С.116). Стоит ли страшиться слова "Вера" представителям науки? Ведь сблизили же науку с Верой богословы. Не убоялись ереси. Отсутствие анализа феномена веры в научной литературе и прежде всего - философской - "приводит к тому, что веру целиком относят к компетенции религии и богословия, а это, в свою очередь, искажает ее реальную гносеологическую роль, понижает степень аргументированности . этого феномена" (4.С.85). В вере происходит синтез всех сторон человеческого мировосприятия - когнитивно-познавательной, эмоциально-оценочной и поведенческой. "Вера, - писал А.С.Хомяков, - не только мыслится или чувствуется, но, так сказать, и мыслится, и чувствуется вместе; словом, она не одно познание, но познание и жизнь" (4. С.87). Вера может выступать в различных ипостасях: и как мистическое знание ("верую, ибо абсурдно"), и как уверенность, и как способ разрешения противоречий (4. С.87-112). Ученым, которые свысока смотрят на "антинаучное" понятие веры, мы адресуем слова известного исследователя науки И.Грэхэма о том, что "разница между физическими объектами (имеются в виду объекты физической науки - Н.Ч.) и домовыми невелика: и те и другие включены в наши концептуальные построения в качестве неких культурных постулатов" (118.С.51). В педагогике вера выполняет не только эпистемологическую функцию, но и содержательную: воспитание веры в себя, веры в будущее страны, веры в справедливость и т.д. В научно-педагогических исследованиях, в том числе с интеграционной направленностью, вера как составной элемент аксиоматического метода в обоих этих аспектах. Так, эпистемологический смысл веры может быть реализован в признании истинности сформулированных нами в данном параграфе диссертации положений. Содержательный аспект нашел отражение в описании нами веры как составляющей категориального поля органической парадигмы педагогической интеграции.(507).
ТОЛСТИКОВ Генрих Александрович (р . 1933), российский химик-органик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды в области металлокомплексного катализа и органического синтеза. Государственная премия СССР (1990).
ВЛАДИМИРСКИЙ-БУДАНОВ Михаил Флегонтович (1838-1916) , российский историк, член-корреспондент Петербургской АН (1903). Труды и публикации источников по истории русского и литовского права.
ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА 1894-95 . В результате нападения Японии вооруженные силы Китая были разбиты. В 1895 подписан Симоносекский договор, по которому Китай отказывался от своего сюзеренитета над Кореей, передавал Японии о. Тайвань, о-ва Пэнхуледао, выплачивал контрибуцию.