Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 190

Таблица

NN п/п

Название средств

Форма выраже ния -

Ведущая область реализации

1.

Научно-педагогические средства

идеальная

методологическая теоретическая практическая

2.

Системно-образовательные средства

материальная

практическая

3.

Коммуникативные средства

материальная

практическая

4.

Образовательно-дидактические средства

идеальная и материальная

практическая

Под научно-педагогическими средствами понимается процессуально-содержательная совокупность компонентов научнопедагогического знания, способов и приемов, обеспечивающих функционирование интеграционных процессов главным образом в области методологического и теоретического синтеза.

Их состав образуют:

1. Объемные средства, выраженные компонентами научного знания:

1.1. Инонаучные средства (компоненты непедагогического знания, функционирующие в системе научно-педагогического знания).

1.2. Собственно педагогические средства (компоненты собстввенно педагогического знания);

2. Процессуальные средства, включающие способы и приемы осуществления интеграционных процессов в системе научно-педагогического знания.

1. Объектные средства в нашем контексте представлены компонентов составом научно-педагогического знания, в широком смысле включающим в себя как собственно педагогические, так и инонаучные элементы. Однако в любом случае речь идет прежде всего об "основных структурных элементах систем научного знания" (А.В.Усова) - научных фактах, понятиях, законах, теориях. Правомерность включения компонентов научного знания находит подтверждеие в философско-науковедческих источниках (193. С.55, 403, 254).

1.1. Наличие инонаучных средств интеграции обусловливается рядом факторов: уникальной сложностью педагогических явлений и понятий, активностью их взаимосвязей с объектами, находящимися за пределами специализированной компетентности педагогики (В.С.Грибов), способностью понятийного аппарата педагогики вбирать в себя понятия самого различного происхождения, ассимилировать их и придавать им соответствующие педагогические функции (В.С.Безрукова) и т.д.

Страницы: 186 187 188 189 190 191 192 193 194

ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ , древнегреческие философы 6-4 вв. до н. э., жившие в ионийских колониях Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский. Одна из основных идей - мысль о единстве сущего, происхождения всех вещей из некоторого первоначала (воды, воздуха, огня). Для натурфилософии ионийских философов характерен гилозоизм.

ЯНСОН (Jansson) Туве Марика (р . 1914), финская писательница и художница. Пишет на шведском языке. Цикл повестей для детей о сказочной стране фантастических существ Муми-троллей: "Маленькие тролли и большое наводнение" (1945), "Муми-тролль в погоне за кометой" (1946), "Шляпа волшебника" (1948), "Опасное лето" (1954), "Поздней осенью в ноябре" (1970) и др. Автобиографическая повесть "Дочь скульптора" (1968), повести "Летняя книга" (1972), "Каменное поле" (1984) и др. Роман "Город солнца" (1978). Рассказы, новеллы. Иллюстрации к собственным книгам, а также к произведениям Л. Кэрролла, Дж. Р. Толкьена. Международная золотая медаль им. Х. К. Андерсена (1966).

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ , один из основных видов современных строительных конструкций. Делятся на монолитные (возводимые на строительной площадке), сборные (заводского изготовления) и сборно-монолитные. Выполняются из обычного и предварительно напряженного железобетона.