Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 190

Таблица

NN п/п

Название средств

Форма выраже ния -

Ведущая область реализации

1.

Научно-педагогические средства

идеальная

методологическая теоретическая практическая

2.

Системно-образовательные средства

материальная

практическая

3.

Коммуникативные средства

материальная

практическая

4.

Образовательно-дидактические средства

идеальная и материальная

практическая

Под научно-педагогическими средствами понимается процессуально-содержательная совокупность компонентов научнопедагогического знания, способов и приемов, обеспечивающих функционирование интеграционных процессов главным образом в области методологического и теоретического синтеза.

Их состав образуют:

1. Объемные средства, выраженные компонентами научного знания:

1.1. Инонаучные средства (компоненты непедагогического знания, функционирующие в системе научно-педагогического знания).

1.2. Собственно педагогические средства (компоненты собстввенно педагогического знания);

2. Процессуальные средства, включающие способы и приемы осуществления интеграционных процессов в системе научно-педагогического знания.

1. Объектные средства в нашем контексте представлены компонентов составом научно-педагогического знания, в широком смысле включающим в себя как собственно педагогические, так и инонаучные элементы. Однако в любом случае речь идет прежде всего об "основных структурных элементах систем научного знания" (А.В.Усова) - научных фактах, понятиях, законах, теориях. Правомерность включения компонентов научного знания находит подтверждеие в философско-науковедческих источниках (193. С.55, 403, 254).

1.1. Наличие инонаучных средств интеграции обусловливается рядом факторов: уникальной сложностью педагогических явлений и понятий, активностью их взаимосвязей с объектами, находящимися за пределами специализированной компетентности педагогики (В.С.Грибов), способностью понятийного аппарата педагогики вбирать в себя понятия самого различного происхождения, ассимилировать их и придавать им соответствующие педагогические функции (В.С.Безрукова) и т.д.

Страницы: 186 187 188 189 190 191 192 193 194

УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ СМАЗКИ , пластичные смазки для герметизации резьбовых соединений, арматуры (в т. ч. вакуумной), облегчения их сборки и разборки.

УКРАИНКА Леся (наст . имя Лариса Петровна Косач-Квитка) (1871-1913), украинская писательница. Дочь О. Пчилки. Сборники и циклы лирико-философских стихов, поэмы, драматические поэмы "Вавилонский полон" (1908), "В катакомбах", "Осенняя сказка" (обе созданы 1905), драма-феерия "Лесная песня" (1912) на основе волынского фольклора, критические статьи. Испытала влияние поэзии Т. Г. Шевченко. Драмы и драматические поэмы написаны преимущественно на исторические и мифологические сюжеты, проникнуты идеями гуманизма и борьбы с деспотизмом.

ЧМУТОВ Константин Васильевич (1902-79) , российский физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1953). Труды по поверхностным явлениям, ионному обмену, хроматографии.