Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 193
1.2. В качестве средства интеграции выступают собственно педагогические категории и понятия. Это относится прежде всего к ведущим категориями педагогики, к которым чаще всего причисляют "воспитание", 2образование" и "обучение". Так, согласноК.Д.Ушинскому категория "воспитания в обширнейшем смысле слова имеет отношение не только к человеку, но и к животным и даже растениям. Воспитывать, по мнению великого педагога, значит способствовать развитию любого организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной. Истоки такой сверхширокой трактовки воспитания восходят не только к его этимологии: латинское слов "educate" и древнерусское "воспитание" происходят от корневой основы "писать" ("кормить"). Дело в том, что предмет воспитания - человек (подчеркнем еще раз) обладает уникальным свойством синтезировать в себе все многообразие мира. Например, Я.А.Каменский рассматривал человека как уменьшенную модель всей природы, как уникальную меру всех вещей в универсуме. Соответственно и понятия, отражающие процессы развития, становления и формирования человека наделяются суперинтегративными качествами. Таковыми помимо воспитания обладают образование и обучение. По сути каждое из них способно в своих предельно широких толкованиях занять нишу, традиционно принадлежащую воспитанию. Так, имеет место позиция, допускающая возможность при обозначении "совокупного целостного процесса становления личности" термина "воспитание" на термин "образования" (377. С.28-34). Со своей стороны обучение, способное интегрировать в себе все составляющие учебного процесса (150), может быть интерпретирована как ассимиляция "индивидом духовного и практического богатства, которое выработало общество" (410. С.129).
ШУР (Schur) Иссаи (1875-1941) , немецкий математик, иностранный член-корреспондент АН СССР (1929). Труды по алгебре, теории функций.
ПЕЧ (Pecs) , город на юго-западе Венгрии, административный центр медье Баранья. 181 тыс. жителей (1988). Машиностроительная, деревообрабатывающая, химическая, кожевенно-обувная, стеклянно-керамическая, пищевкусовая (в т. ч. табачная, пивоваренная, производство шампанских вин) промышленность. Добыча каменного угля, урановых руд. Университет (с 1367). Театр. Музеи. Возник на месте древнеримского поселения Сопиана. Собор (11-19 вв.), Романская "нижняя церковь" (11 в.), церковь Бельварош (16 в.).
ФОГЕЛЬ (Vogel) Герман Карл (1841-1907) , немецкий астроном. Основатель и директор (с 1882) Постдамской астрофизической обсерватории. Опубликовал (1882) первый спектроскопический каталог звезд 7,5 величины, усовершенствовал классификацию спектров А. Секки. Совместно с немецким астрономом Ю. Шейнером начал (1888) точные измерения лучевых скоростей звезд и открыл (1889) спектральную двойственность некоторых из них (Алголь, Спика).