Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 192

С помощью компонентов технического знания в педагогике сегодня образуется целый ряд сложно-составных понятий: "педагогическая технология", "педагогическая техника", "технология образования", "технология воспитания", "педагогическое моделирование", "педагогическое проектирование", "педагогическое конструирование", а также таких, как "стандартизация", "лицензирование", "сертификация", "педагогический менеджмент", "педагогический маркетинг", "школа-биржа", "бизнес-класс", "качество обучения", "оптимизация обучения" и др. Здесь мы основываемся на широком толковании технического знания, позволяющим включить в его состав собственно технические, технологические, производственные, трудовые и отчасти экономические компоненты. В этом мы опираемся как на философскую, так и на педагогическую традиции (217. С.59, 354, С.138-139). Каждое из названных понятий вбирает в себя минимум данные двух отраслей знания - педагогического и технического. В случае же со стандартизацией, лицензированием речь идет о синтезе педагогических, технических, экономических и в известной мере социально-правовых показателей.

Огромными интегративными возможностями наделены педагогические теории (концепции). В первой главе нами представлен и описан ряд интегративно-педагогических концепций и систем. Однако ими не исчерпывается совокупность теорий (концепций), несущих в себе достаточно мощный интегративный потенциал. Есть все основания согласиться с В.И.Звягинским, утверждающим, что интегративные тенденции находят отражение в исследованиях проблем комплексного подхода к воспитанию (Ю.К.Бабанский, И.В.Кабатченко, З.И.Мосносзон, М.М.Поташник, Г.Н.Филонов и др.), вопросов развивающего и воспитывающего обучения (Г.Д.Кириллова, Б.Т.Лихачев, И.Я.Лернер, М.А.Махмутов, М.Н.Скаткин, П.И.Пидкасистый и др.), в исследованиях преемственности обучения и воспитания в школе и вузе (С.М.Годник, П.И.Пидкасистый, В.Э.Тамарин), в разработке теории и методики эвристического программирования (В.Н.Андреев) и многих других направлениях и подходах (158). Мы со своей стороны включаем в этот перечень можно внести концепцию концентрированного обучения (Г.И.Ибрагимов); концепцию укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев); концепцию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); концепцию кооперированного обучения и коллективно-групповой мыследеятельности (Л.Бакман, Р.Джонсон; и И.В.Первин, К.Вазина) и др.

В качестве примера укажем на теорию проблемного обучения, "имеющую интегральный характер" (М.И.Махмутов). Нами рассмотрены показатели проблемного обучения, позволяющие судить о высокой степени его интегративности на трех основных уровнях - методологическом, теоретическом и практическом. Так, на методологическом уровне к этим показателям мы отнесли: а) синтетичность понятий, составляющих основу теории проблемного обучения; б) унификацию понятий, проделываемая в ходе методологического обоснования проблемного обучения; в) активное использование общенаучных подходов при исследовании сущности и особенностей проблемного обучения; г) универсализация методов (505, 506).

Страницы: 188 189 190 191 192 193 194 195 196

ЗАВОЙКО Василий Степанович (1810-98) , российский адмирал (1874). В Крымскую войну руководил Петропавловской обороной 1854.

ТОЛСТИКОВ Генрих Александрович (р . 1933), российский химик-органик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды в области металлокомплексного катализа и органического синтеза. Государственная премия СССР (1990).

"ПОРТУГАЛЬСКИЕ ПИСЬМА" (1669) , литературная мистификация французского писателя Габриэля-Жозефа Гийерага (1628-85), сборник любовных посланий, приписанных им португальской монахине Мариане Алькофорадо (1640-1723); в 1913 переведены Р. М. Рильке на немецкий язык.