Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 224
Помимо названных блоков учебный план предусматривает спецкурс "Педагогическое отечествоведение", призванный ознакомить слушателей ИПК обоих типов с некоторыми характерными моментами и чертами отечественной педагогики - ее историей, ее ролью в развитии мировой педагогики и т.д. Кроме того, вводится ряд элективных курсов.
Отказ от всеобъемлющих курсов типа "Общая психология", "Педагогика" и др. делают представленные блоки проницаемыми (прозрачными) друг для друга. Наряду с этим они обладают определенной автономностью, что обусловливает возможность использования при усвоении их содержания концентрированной технологии обучения. в таком случае каждый блок можно рассматривать как учебный концентр, усваиваемый автономно в определенный промежуток учебного времени, отводимый только для него. Учитывая интегральный характер учебного плана, мы рекомендуем также применение интегративных технологий обучения, опирающихся во многом на проблемно-модельные формы обучения.
Естественно, что организация изучения предложенных курсов выдвигает ряд требований к педколлективу ВПУ. Прежде всего мы бы порекомендовали, по мере возможностей, максимального "охвата" этих курсов дипломированными специалистами, имеющих научные степени. Если возможностями такими ВПУ не обладает, то необходимо организовать для педагогов, занятых в ИПК, курсы повышения квалификации или же специальные курсы.
Учебный план является примерным, рекомендательным документом. Ни в коем случае не должен рассматриваться как незыблемая догма и в отношении перечня предметов, и в отношении отводимых на них часов, и в отношении последовательности прохождения курсов. Каждое ВПУ в силу своих специфических особенностей может вносить в него достаточно кардинальных изменения. Однако в целом должна быть выдержана основная идея учебного плана - создание интегративного "веера" педагогических дисциплин.
Материалы рассмотренных концепций послужили теоретикометодологической основой для проведения опытно-экспериментальной работы по гуманитаризации и педагогизации профессионального образования на базе профессиональной гимназии N 5 г.Екатеринбурга ( ), в ходе которой отрабатываются параллельно две позиции. Первая касается формирования основ профессиональной деятельности специалиста "интегрального профиля", вторая - формирования профессионально-педагогических намерений. При этом предполагается, что эффективной реализации обеих позиций будут способствовать гуманитаризация и педагогизация содержания начального профессионального образования, которые в свою очередь могут быть успешно актуализированы при условии:
1) построения такого педагогического процесса, который бы способствовал осознанию учащимися актуальных, ближайших и перспективных линий своего профессионального и общечеловеческого развития;
2) фундаментальной модернизации содержания профессионального образования, введение в него в качестве равноправных составляющих гуманитарного и гуманитарно-педагогического циклов, что будет способствовать интеграции "двух полюсов единого целого - гуманитарной и технологической составляющей мышления";
ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ , совокупность свойств воды, обусловленная наличием в ней преимущественно солей кальция и магния. Использование жесткой воды приводит к осаждению твердого осадка (накипи) на стенках паровых котлов, теплообменников, затрудняет варку пищевых продуктов, стирку. Различают временную и постоянную жесткость воды. Первая связана с присутствием в воде гидрокарбонатов, вторая - других солей. Временную жесткость воды устраняют кипячением, постоянную - умягчением воды (добавлением гашеной извести, соды, применением катионитов и др.).
АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ , раздел математики, изучающий алгебраические кривые (поверхности) и их многомерные обобщения - алгебраические многообразия.
ЖМЫХ , семена масличных растений после выделения из них жира прессованием; побочный продукт маслобойного производства. Концентрированный корм для сельскохозяйственных животных с большим содержанием протеина (15-40%); один из компонентов комбикормов.