Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 41

6.Легкость и масштабность. Форма считается легкой, если ее внешний вид вызывает чувство воздушности, легкости, и массивности, если мы ощущаем тяжесть ее внешнего облика.

Также при создании композиции необходимо учитывать характеристики геометрической формы:

1.Симметричность и асимметричность. Форма считается симметричной на плоскости, если при мысленном перегибании плоскости относительно прямой или точки , части фигуры совпадают. В пространстве также существует симметрия. Она называется либо зеркальной, когда обе части фигуры относительно серединной секущей плоскости находятся как бы в зеркальном отражении; либо осевой, когда точки, лежащие на границе секущей плоскости, перпендикулярной оси вращения, равноудаленной от оси вращения. Фигуры, которые не обладают вышеуказанными свойствами, называются асимметричными.

2.Соотношение форм. Любой предмет обладает размером, по которому мы можем представлять его реальную величину. Размеры предмета между собой связаны в определенных отношениях. Эти отношения могут вызвать у человека положительные или отрицательные отношение.

3.Объемно – пространственное строение. Каждый предмет в пространстве обладает тремя измерениями: длиной, шириной, высотой. Мы их ощущаем: если длина и высота гораздо больше ширины, то такое строение фигуры называется фронтальным, а фигуры – плоские. Если же все измерения в предмете равнозначны, то такое строение фигуры называют пространственным, а фигуры – объемными (30,с.28).

В связи с тем, что одной из задач работы является анализ результатов экспериментальной деятельности – представителей эстетики простых форм применительно к творческому мышлению младших школьников, необходимо рассмотреть пространственные особенности восприятия формы и цвета.

Первоначальные процессы восприятия при анализе формы предмета рассматриваются как ориентировочные действия, которые тесно связаны с практическими и исполнительными действиями. Затем, в процессе развития, они все больше отделяются от исполнительной деятельности и складываются в относительно самостоятельную систему ориентированно-исследовательской деятельности, при помощи которой осуществляется предварительное ознакомление с объектом исследования и подготавливают к практическим действиям с ним.(51, с. 23)

Уже с 9 месячного возраста ребенок способен дифференцировать основные цвета и формы.

В младшем дошкольном возрасте цвет, форма, величина не существуют для ребенка изолированно от обладающих им предметов.

Старшие дошкольники и младшие школьники уже легко выделяют в предметах цвет, форму, способные дифференцировать по принципу " нравится – не нравится".

Таким образом, этот возраст сензитивен для воспитания и развития чувства цвета.

При ссоздании композиции немаловажную роль играет цвет.

Цвет - оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленное их способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны определенной длины и воспринимаемое как определенное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее качество формы, ее эмоционально-психологический язык.

Полезно знать о некоторых чисто зрительных изменениях формы путем использования свойств цвета. Так, желтый цвет как бы приподнимает поверхность. Оно даже кажется более обширном. Белый и желтый цвета создают эффект распространения на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Красный цвет при дневном освещении приближается к нам, выступает вперед. При сумеречном освещении он служит фоном и создает впечатление глубины. Голубой как бы удаляется от нас. В сумерках, наоборот, выдвигается на передний план.

Страницы: 37 38 39 40 41 42 43 44 45

БЕРЗИНЬШ Рудолфс (1881-1949) , латышский певец, режиссер, народный артист Латвии (1944). В 1919-28 в Латвийской национальной опере, с 1944 дирижер и художественный руководитель Латвийского театра оперы и балета. Партии в операх Р. Вагнера.

НЕЙШТАДТ Марк Ильич (1903-85) , российский палеогеограф и палеоботаник, болотовед, доктор географических наук (1955), заслуженный деятель науки РСФСР (1971). Труды по анализу растительности голоцена, генезису торфяных месторождений, их географии, особенностям сырьевых свойств торфа, картографии торфяных ресурсов.

"РЕРУМ НОВАРУМ" (первые слова лат . текста: "Rerum novarum..." - "Новых вещей..."), энциклика римского папы Льва XIII (1891). Провозглашала извечность частной собственности и классов. Призывала к отказу от классовой борьбы и к созданию рабочих организаций, действующих под контролем церкви. Осуждала социализм.