Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 44
Лучше всего выражает форму силуэт. Различают силуэты по степени прилегания к фигуре ( прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапецевидный, овалообразный, х-образный).(32,с.51)
Сочетая трапецию, прямоугольник, овал, можно выразить все многообразие форм. Доминирует в ансамбле обычно одна форма, ей подчинены все остальные части костюма. Вырабатывается как бы обобщенный геометрический символ костюма. Все части формы соподчинены между собой, при этом членения формы являются границами от частей. Помогают организации формы пластики и ритмики.
Пластика – постепенный переход от одной части формы к другой. Пластика костюма выявляется с помощью ткани: направление движения складок, воланов, конструктивных и декоративных линий образует «движение» формы.
Большую роль в организации формы играют линии. При создании любого костюма художник – проектировщик пользуется различными линиями.
Горизонтальные линии создают представление о ширине изделия, они создают иллюзию полноты, спокойствия, стабильности. Вертикальные линии создают представление о длине изделия, впечатление прочности, основательности. Такие линии подчеркивают рост, придают величественный вид.
Наклонные линии подчеркивают движение. Прямые линии и линии с постоянным радиусом кривизны вызывают ощущение статичности, спокойствия, уравновешенности, линии с переменным радиусом кривизны – ощущение переменчивости, динамики, беспокойства, нарядности.
Каждый костюм играет и ритмическое решение само простое проявление ритма – повторение одного и того же элемента через равные промежутки. В основе ритма лежат пропорциональные отношения, поэтому пользоваться ритмом нужно умеренно, иначе возникает ощущение однообразия и монотонности. Ритмическая организация различных элементов в костюме является важным средством для создания целостного образа.
Организация образа костюма по принципу ритма и пластики подчиняется основной, пропорциональной закономерности. При восприятии формы одежды в целом сопоставляются одни ее части с другими. Сопоставления могут быть тождественным и пропорциональным, но в любом случае должно соответствовать чувство согласованности, соразмерности.
При тождественном сопоставлении происходит полное сходство площадей, линий, цветов, при этом многократное повторение элементов утомляет. Контрастное отношение проявляется в небольших различиях в линиях, площадях. Композиционно форма может быть решена по принципу симметрии и асимметрии.
ВИНЬЯ-ДЕЛЬ-МАР (Vina del Mar) , город и морской порт в Чили, входит в агломерацию Вальпараисо. 305 тыс. жителей (1990). Климатический курорт. Центр туризма. Сахарная, текстильная, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность.
БОГОЛЮБОВ Николай Николаевич (1909-92) , математик и физик-теоретик, основатель научных школ по нелинейной механике и теоретической физике, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1953) и АН Украины (1948), дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1979). Фундаментальные труды по нелинейной механике, статистической физике (микроскопические теории сверхтекучести и сверхпроводимости), квантовой теории поля (дисперсионнные соотношения). Ленинская премия (1958), Государственные премии СССР (1947, 1953, 1984). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1985).
ОХАБЕНЬ , старинный русский широкий кафтан с четырехугольным отложным воротником и длинными прямыми, часто откидными рукавами.