Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 45

При определении характера симметрии следует помнить , что композиционный центр располагается в верхней части одежды. Асимметрией пользуются при создании нарядной одежды. Асимметричное решение должно быть уравновешенно с соблюдением чувства меры.

Характер формы изделия зависит от материала, в данном случае - ткани, которая, благодаря своим свойствам, определяя легкость, мягкость или жесткость формы изделия, ее конструктивное решение.

Важную роль в ткани играет фактура материала, т. е. его поверхность. Восприятие одного и того же цвета в одежде сольно меняется при использовании материалов различной фактуры.

Фактура – свойство, характеризующее строение материала. Восприятие фактуры зависит от характера освещения поверхности. Цвет значительно смягчает на поверхности ворсового материала и усиливается на блестящих поверхностях.

Каждый из природных материалов обладает своей фактурой: шерсть – мягкостью, хлопок – матовостью, шелк – блеском. В каждой фактуре заложены признаки определенного образа.

Гладкие материалы с благородным блеском используются для нарядных платьев, пестрые рекомендуются для повседневной одежды. Хороший эффект дает использование в одном изделии разнородных фактур: легкой и тяжелой, бухлированной и гладкой, матовой и глянцевой.

Фактура материала оказывает влияние и на пропорциональные соотношения элементов формы. Крупный рисунок уменьшает размеры поверхности, а мелкий – увеличивает.

Сложную по рисунку поверхность нужно уравновешивать: небольшой участок ярко выраженной фактуры лучше смотрится на гладком фоне поверхности большой площади.

При выборе материала необходимо учитывать и его массу. Так, тяжелые, матовые, ворсовые материалы зрительно увеличивают форму.

Каждая ткань обладает структурой, влияющей на форму изделия. Так называемые «сухие» ткани позволяют создавать устойчивые формы с четкими контурами, рыхлые ткани типа бухле могут создавать неустойчивую, скользящую форму.

Есть ткани тонкие, прозрачные, но обладающие разными пластическими свойствами: капрон создает торчащие, жесткие складки, шифон – мягкие, меняющиеся при движении фигуры. Огромная роль в композиции костюма играет и цветовое решение.

Родственными считаются цвета, которые в своем цветовом фоне содержат один общий основной цвет (красный, желтый или синий). Родственные цвета создают впечатление покоя, удовлетворения. Контрастные сочетания показывают динамику.

Гармонические пары цветов подбираются либо по принципу подобия (родственные цвета), либо по принципу контраста. Неумело подобранные родственные и контрастные цвета «убивают» друг друга.

Белые детали на красном платье приобретают зеленоватый оттенок. Необходимо иметь ввиду, что на светлом фоне все цвета темнеют, на темном – светлеют. При этом чем меньше площадь детали, тем больше она подвержена влиянию соседнего цвета. Родственные цвета сереют один на фоне другого. Правильный выбор зависит и от функционального назначения костюма.

Цвет влияет и на форму. Если форма костюма лаконична, имеет четко выраженное плоскостное решение, то костюм не будет выглядеть мрачным при использовании темно – синих цветов.

Страницы: 41 42 43 44 45 46 47 48 49

ЕКАТЕРИНА I Алексеевна (Марта Скавронская) [5 (15) апреля 1684 , Лифляндия - 6 (17) мая 1727, Санкт-Петербург], российская императрица (с 28 января 1725), вторая жена Петра I. Екатерина и Петр I Происхождение Марты точно неизвестно. По некоторым сведениям, она была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другим - шведского квартирмейстера И. Рабе. Образования она не получила, а ее юность прошла в доме пастора Глюка в Мариенбурге (ныне город Алуксне в Латвии), где она была одновременно прачкой и кухаркой. Вероятно также, что она короткое время была замужем за шведским драгуном. В 1702 после взятия Мариенбурга русскими войсками будущая русская императрица стала военным трофеем и оказалась сначала в обозе Б. П. Шереметева, а затем у А. Д. Меншикова. Около 1703 ее заметил Петр I и пленился красотой Марты. Она стала одной из его любовниц. Постепенно отношения между ними становились все более близкими. Марта (вскоре крещенная по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны) отличалась веселым, ровным, ласковым характером; она легко приспосабливалась к капризам Петра, мирилась с его вспышками беспричинного гнева, умела помогать во время приступов эпилепсии, легко делила с ним трудности походной жизни. Одинокий и несчастный в личной жизни, Петр все больше привязывался к Екатерине, признавал рожденных ею от него детей. Екатерина не принимала непосредственного участия в решении политических вопросов, но имела на царя определенное влияние, в частности, считается, что она нередко выступала перед царем заступницей Меншикова. По преданию, она спасла царя во время Прутского похода, когда русские войска были окружены. Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию перемирия. По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 Петр обвенчался с Екатериной, а их дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус цесаревен. В 1714 в память Прутского похода царь учредил орден Св. Екатерины, которым наградил жену в день ее именин. В мае 1724 Петр впервые в истории России короновал Екатерину в качестве императрицы. Существует предположение, что царь собирался официально провозгласить ее своей преемницей, но не сделал этого, узнав об измене жены с камергером В. Монсом. Екатерина - императрица После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал Меншиков. Среди наиболее значительных мероприятий этого времени - открытие Академии наук, заключение союза с Австрией и др. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье, и почти не интересовалась делами управления. Перед смертью по настоянию Меншикова Екатерина подписала завещание, по которому престол должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу (см. Петр II), а в случае его смерти к ее дочерям или их потомкам.

ЧЕРНЬ (ниелло) (итал . niello, от лат. niger - черный), черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.).

ХАЛЬКОПИРИТ (медный колчедан) , минерал класса сульфидов, CuFeS2. Примеси Se, Zn, Tl, Ag, Au и др. Латунно-желтые зернистые массы, реже кристаллы или почковидные агрегаты. Твердость 3,5-4; плотность 4,1-4,3 г/см3. Самый распространенный медный минерал. По происхождению магматический, контактово-метасоматический, чаще всего гидротермальный. Важнейшая руда меди.