Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 5

художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях знаний, в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании проблем художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М.Зубарева, А.А.Мелик-Пашаев, бН.Н.Фомина, В.С.Щербакова и др.)

Вопросы воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности изучали Ю.П.Азаров, Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.

ГЛАВА 1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.

Каковы же факторы и процессы, без функционирования которых продуктивное мышление невозможно?

В целом, можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления:

-восприятие и память;

-мышление;

-воображение и новизна;

-интуиция;

-потребность в самовыражении, самостоятельность;

-эстетические и морально-этические качества личности.(15,с.34)

Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления.

Обратимся к определению понятия "мышление"

Леонтьев А.Н. говорил, что мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты

Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности. (15,с.49)

Педагогический словарь дает такое определение: мышление опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях. (49,с.56)

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее закономерности.(20,с.43). Самый существенный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. Его продуктивность. Суммируя основные моменты в определениях, можно сказать, что мышление:

1.Это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности.

2.Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности.

3.Мышление является социально обусловленным процессом: оно не возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.

.Для раскрытия понятия дизайнерского мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют сходную природу.Выразителями подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются представители гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.) Продуктивность рассматривается ими в качестве специфической черты мышления, отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ОБЪЕМНОГО СЖАТИЯ МОДУЛЬ , см. Модули упругости.

КИНОИСКУССТВО , род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные - фотографическая природа киноизображения и монтаж.

УЛАХАН-ЧИСТАЙ , хребет в системе Черского хр. (Якутия). Длина 250 км, высота до 3147 м. Ледники (ок. 100 км2).