Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 10
Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и занятиях практикума. Практическое занятие — это такая форма организации обучения, в которой представляется возможность учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности.
Различного рода экспериментальные задания, предусмотренные программой по естественным дисциплинам, выполняются на занятиях практикума. На этих занятиях учащиеся, используя разнообразные приборы и инструменты, проводят различные экспериментально-практические работы. Эта форма организации обучения направлена на то, чтобы вооружить учеников элементарными экспериментально-практическими умениями и навыками.
Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме организации обучения целесообразны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.
Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения, подобранного с учетом сформированное знаний учащихся. На этой лекции целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.
На обзорной конференции обсуждаются ключевые положения изученного материала, учащимся раскрываются новые обобщающие подходы к его анализу. Обзорная конференция может быть комплексной, т. е. реализующей межпредметные связи в обобщении и систематизации учебного материала.
Обзорная экскурсия предполагает целенаправленный осмотр учащимися объектов, стендов, наблюдение процессов с целью восстановить и систематизировать ранее полученные знания. Например, экскурсия в дендрарий позволяет обобщить знания о видах деревьев.
Учащимся, готовящимся сдавать зачеты или экзамены, в подготовке к ним большую помощь оказывают обзорные консультации. В ходе этих консультаций выделяются ключевые положения, глубокое осмысление которых позволяет учащимся усваивать знания в системе, способствует более легкому запоминанию объемного материала. Обзорная консультация как форма организации обучения выполняет корректирующую функцию, помогая ученикам сориентироваться в требованиях и определить важность и удельный вес отдельных разделов в структуре программы. Консультация строится по принципу вопросов и ответов.
Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работающей молодежи. Изредка она практикуется и в старших классах средних школ.
В последние годы в школе стали практиковаться зачеты в форме общественных смотров знаний по разным разделам изученной тематики. Они проводятся после предварительной подготовки учащихся по отдельным разделам программы. Вопросы подбирает учитель. Учащиеся отвечают на них в присутствии комиссии, сформированной из одноклассников. Цель этих занятий — активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе таких занятий закрепляются, совершенствуются, систематизируются их знания, выявляется общий уровень их развития и подготовленности, уровень сформированности знаний и умений, способность заниматься самостоятельно. Выводимые комиссией отметки в большинстве случаев являются объективной оценкой знаний учащихся.
ТОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ (тоновые языки) , языки, в которых тон (во 2-м значении) играет смыслоразличительную роль (напр., китайский, вьетнамский).
РАМИШВИЛИ Исидор Иванович (1859-1937) , один из руководителей грузинских меньшевиков. Депутат 1-й Государственной думы. В 1917 член Исполкома Петроградского совета. С 1918 министр меньшевистского правительства Грузии. С 1921 эмигрант.
КРАТНОЕ , число, делящееся на данное целое число без остатка, напр. 12 кратно 3. Общее кратное нескольких целых чисел - число, делящееся на каждое из них в отдельности, напр. 180 - общее кратное чисел 30, 18, 2. При арифметических действиях особое значение имеет наименьшее общее кратное: для чисел 30, 18, 2 им будет 90.