Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 12

По отношению друг к другу формы обучения способны выпол­нять комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и использо­ваны составные части других форм. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети при­нимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим — семинарам, бригад­ным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный ма­териал. Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответ­ствует особенностям возраста детей, специфике развития их пси­хики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок — драматизация рассказа, вклю­чающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную деятельность. Самостоятельная ра­бота старшеклассников интенсифицирует процесс усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую форму в скучное и бесполезное времяпрепровождение. Таковы основные функции форм организации учебного процесса.

2.4 Урок - основная форма организации процесса обучения

С позиций целостности педагогического процесса урок необ­ходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока как формы организации педагогическо­го процесса [9]:

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ИСТОРИЗМЫ , слова, вышедшие из повседневного употребления вследствие того, что обозначаемые ими предметы и понятия уже неизвестны говорящим как реальная часть их повседневного опыта, напр., названия старинной одежды - армяк, зипун и т. п.

ХИНТ (Hint) Ааду (р . 1909/10), эстонский писатель, народный писатель Эстонии (1965). Пьесы, историко-революционный роман "Берег ветров" (тома 1-4, 1951-66) о жизни и борьбе эстонского народа с нач. 20 в. до восстановления советской власти в Эстонии в 1940, повесть "Свой остров" (1977) о судьбах эстонских крестьян-эмигрантов в Канаде.

ХЕСС (Гесс) (Hess) Вальтер Рудольф (1881-1973) , швейцарский физиолог. Открыл механизм, координирующий действие промежуточного мозга на внутренние органы. Нобелевская премия (1949).