Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 13

Он имеет благоприятные возмож­ности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способ­ностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стиму­лирует другие виды деятельности школьников, в том числе вне­классную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами по­знавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогиче­ской деятельности.

Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного вре­мени руководит коллективной познавательной и иной деятель­ностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен­ностей каждого из них, используя виды, средства и методы ра­боты, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредст­венно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. В зависимости от дидактических целей и звеньев про­цесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков [12.15]:

формирования знаний

закрепления и со­вершенствования знаний

формирования и совершенство­вания знаний

формирования умений и навыков

совер­шенствования знаний, умений и навыков

применения знаний на практике

повторения и систематизации зна­ний

проверки знаний

комбинированный урок

Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия. Так, уроки формирования знаний могут прохо­дить в виде киноуроков, а также быть построенными на проблемной ситуации. К. урокам формирования знаний относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения ма­териала, вступительные уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и совершенство­вания знаний, совершенствования знаний, умений и навы­ков являются синтетические уроки. Уроки проверки зна­ний подразделяются на уроки устной, письменной провер­ки знаний.

При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа целесообразно выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока), комбинирование которых может представить множество вариантов (по Шамовой Т. И. см. таблица №4).

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ЗАСТРУГИ , 1) форма поверхности снега в виде узких, вытянутых по ветру гребней, образующихся вследствие неравномерного его отложения и развевания. 2) Скопление наносов в русле реки в форме прибрежной гряды; разрастаясь, заструги переходят в песчаные косы.

ШЕРЕМЕТЕВЫ , бояре и графы (с 18 в.) 15-20 вв. из рода Андрея Кобылы. Наиболее известны: Иван Васильевич Большой; Федор Иванович (? - 1650), боярин, активный участник событий нач. 17 в., фактически глава русского правительства в 1642-45 и др.

РИОЛИТ (липарит) , эффузивная горная порода со стекловатой основной массой и порфировыми вкрапленниками кварца, санидина, плагиоклаза, биотита; излившийся аналог гранита. К группе риолитов относятся обсидиан, пемза, пехштейн. Плотность 2140-2590 кг/м3. Строительный материал и декоративный камень.