Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 23
(Работа над развитием речи. Составить предложения о муравье. Запись с комментированием. Найти слова на правило.)
- Отправляемся дальше. Посмотрите, какая красивая бабочка. Она называется адмирал. У нее темная, бархатная окраска с ярко-красными полосами, белыми и бирюзовыми пятнами. У бабочки много подруг: махаон, павлиний глаз, крапивницы, капустницы, лимонницы и другие. Мы снова сделаем остановку. (Работа по учебнику).
- И снова в путь. Смотрите, что там в траве? Это гнездышко, а вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца в гнезде. Иначе птичка не вернется, и птенцы погибнут. На земле гнездятся жаворонки, соловьи, лесные коньки, зарянки, пеночки. Давайте осторожно отойдем в сторону. (Физминутка.) (Дополни предложения: Я вышел на лесную поляну и … Пошел дождь, и …)
«Соберем ягоды»
(игра на полянке)
Если ягодку не знаешь,
Лучше ты ее не рви,
Если ягодку не знаешь,
В рот ее ты не клади.
Ягоды берите аккуратно,
Не топчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди
После вас смогли прийти.
(На доске слова с пропущенными буквами, за ответ кладу ягодку в корзинку. Запись слов.)
- Идем дальше. А вот посмотрите, кто же это? Это мышка. Где-то здесь ее норка. Это маленькая полевка. Она тоже житель этой полянки. Питается зернами, семенами, ягодами. Видите, сколько тайн на одной полянке, здесь – своя жизнь со своими заботами. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть более осторожными, внимательными.
С другими жителями мы познакомимся позже, пора возвращаться. (Повторение правил. Итог урока).
Приложение №8
«На лесной поляне»
(Заочное путешествие. Игра на весь урок)
- Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком) В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны. (На доске – картинка)
- Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится наша поляна. Пестрят лиловые корзинки, голубые колокольчики, белоснежные ромашки, шалфей. Душистые и яркие цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы и сделаем остановку.
ШЕРРЕР (Scherrer) Пауль (1890-1970) , швейцарский физик-экспериментатор. Труды по рентгеновским лучам, изучению структуры кристаллов, ядерной физике, физике твердого тела. Разработал (1916, совместно с П. Дебаем) метод рентгеновского структурного анализа мелкокристаллических материалов (Дебая-Шеррера метод).
ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО (Cima da Conegliano) Джованни Баттиста (ок . 1459 - ок. 1517 или 1518), итальянский живописец. Представитель венецианской школы Возрождения. Лирические картины с мягкими нюансами света и цвета ("Крещение Христа" 1494).
КОЛЕТ (от франц . collet - воротник), в русских и некоторых европейских армиях в 18 - нач. 20 вв. кирасирский короткий застегивающийся на крючки мундир из лосины, кирзы или сукна белого или палевого цвета.