Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 30
I ряд II ряд III ряд
синонимы антонимы к синонимы к
к глаголу прилагательному существительному
лететь унылый пичужка
Дети, пользуясь словарем, работают.
- Какие подобрали синонимы к глаголу лететь? (мчаться, гоняться, возвращаться),
- Антонимы к прилагательному унылый? (радостный, жизнерадостный, веселый).
- Синонимы к существительному пичуга? (птичка, пташка, птица).
- Ребята, а как вы понимаете смысл слова наперегонки? (Песни птиц льются, перегоняя друг друга, перекликивая друг друга).
- О каких птицах вы можете так сказать? (Соловьи, журавли, гуси, кукушки).
- Покажите их на доске. (дети показывают этих птиц, называют их и сажают к скворечнику).
- А знаете ли вы, почему птицы поют весной? (Они радуются прилету к родным местам, показывают, что заняли свои гнезда, зазывают самочек).
- Правильно. Птицы – это песнь и полет. Птицы – это тайна и красота. Это наши друзья. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Наука, изучающая птиц, называется орнитологией. Проговорите орфографически это слово. (Класс повторяет).
6. Мини сочинение.
- Настало время показать, что вы знаете птиц, любите их и ждете. Напишите небольшое сочинение о крылатых друзьях, вспомните нашу экскурсию в парк на уроке природоведения. (За день до этого класс был на экскурсии). А поможет вам музыка А. Вивальди «Весна» (Дети пишут сочинение под музыку.
- Кто хочет поделиться своими мыслями? (Дети орфографически читают сочинение, все допущенные ошибки сразу замечаются учителем и учениками и исправляются),
- Молодцы, вы замечательно справились со всеми своими испытаниями.
- Что нового узнали, путешествуя? Что понравилось? А что вызвало затруднения?
- За то, что вы справились и хорошо работали, совсем скоро птицы подарят вам свои песни, радость и красоту. А нам с вами следует заботиться о наших пернатых друзьях.
- Наше путешествие окончено, а птицы нас благодарят волшебной музыкой. (Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Песни и пляски птиц»).
Приложение №12
Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении».
Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам; учить детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы, художественные образы.
Оборудование урока: индивидуальные листочки с текстами произведений о весне и рисунками-схемами, фланелеграф, аппликации, «палитра с красками». Таблицы по теме «Предложение», схемы-опоры по безударным гласным, по предложению. Выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне. Картина «Весна». Плакат с высказыванием М. Пришвина о природе. Грамзаписи «Голоса птиц», «Скворцы прилетели» и произведение П.И. Чайковского «Подснежник» (из музыкального цикла «Времена года»).
2 кл. Ход урока
1. Организационный момент.
2. Краткое вступительное слово учителя по теме и цели урока.
ЯГАЙЛО (Ягелло) (Jagiello) Владислав (ок . 1350-1434), великий князь литовский в 1377-92, король польский с 1386. Основатель династии Ягеллонов. В Грюнвальдской битве 1410 командовал польско-литовско-русской армией.
ОРЖИХ Борис Дмитриевич (1864 - после 1934) , народоволец. В 1885 объединил ряд народовольческих групп на юге России в одну организацию и руководил ею, организатор подпольной типографии. В 1888 приговорен к вечной каторге, до 1898 в Шлиссельбургской крепости. В 1904 эмигрировал.
УЭДА Акинари (1734-1809) , японский писатель. Представитель литературы позднего средневековья. В рассказах (сборники "Луна в тумане", 1768; "Рассказы о весеннем дожде", 1809) воспевает конфуцианскую добродетель, порицает общественные пороки.