Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работыСтраница 3
Из сказанного не следует, что воспроизводящая познавательная деятельность является устаревшей. Воспроизводящий и творческий характер деятельности взаимно не исключают один другого, а лишь отражают различные уровни их протекания. Более того, они органически спаяны между собой. Как воспроизводящие работы содержат элементы творчества, так и творческие работы непременно включают в себя воспроизведение знаний. Овладение учащимися знаниями в той же системе, объеме и порядке, в каких они излагаются, так же важно, как и творческая переработка и самостоятельное добывание знаний. Как стереотип в обучении имеет отрицательное и положительное значение, так и творческие работы учащихся в одних условиях оправдывают ожидаемые результаты, а в других — не достигают их. Творческие самостоятельные работы характеризуют более высокую, ступень познавательной и практической деятельности.
В воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении надо различать объективную и субъективную природу. Учащиеся в процессе обучения объективно ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности могут не вносить: они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования и изобретения. В этом смысле они лишь воспроизводят то, что в науке и в практике сложилось. Субъективно же учащиеся в процессе обучения приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели. «В свое время психолог С. Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что ученик не открывает, а лишь усваивает добытые человечеством знания, он не открывает знаний для человечества, но для себя лично он все же их открывает.» [ 5, 55] В этом смысле познавательная деятельность школьников всегда носит творческий характер. Однако из этого не следует, что все виды обучения относятся к творческой деятельности учащихся. Заучивание таблицы умножения для учащихся субъективно является новым, но по существу этот процесс ничего творческого в себе не содержит, так как по преимуществу опирается лишь на запоминание известных научных данных. Творческая познавательная деятельность учащихся в обучении обязательно должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике.
Кроме того, самостоятельная работа учащихся по приобретению новых знаний помогает ученику с выбором профессии после окончания школы, потому что способности и склонности формируются в деятельности…. если нет конкретной деятельности, то ничего нельзя о способностях и других качествах». [ 1,56]
ЦЕНТР МАСС (центр инерции) тела (системы материальных точек) , точка, характеризующая распределение масс в теле или механическлй системе. При движении тела его центр масс движется как материальная точка с массой, равной массе всего тела, к которой приложены все силы, действующие на это тело. Понятие центра масс отличается от понятия о центре тяжести тем, что последнее имеет смысл только для твердого тела, находящегося в однородном поле тяжести.
РЕМЕК (Remek) Владимир (р . 1948), чешский летчик-космонавт, Герой Чехословакии (1978), Герой Советского Союза (1978). Первый гражданин Чехословакии, совершивший полет в космос. Полет на "Союзе-28" и орбитальной станции "Салют-6" (март 1978).
АВКСЕНТИЙ Соловецкий , Кашкаренский (17 в.), преподобный. Память в Православной церкви 9 (22) августа (собор Соловецких святых).