Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 33
На заключительных занятиях обоих типов дети вели себя значительно увереннее. Повысился уровень их инициативности. Стае П., например, принес из дома книгу о машинах и предложил ее почитать на занятии.
Во время чтения и обсуждения книг дети, особенно воспитанники подготовительной группы, задавали много познавательных вопросов, с интересом выслушивали ответы взрослого. Больше стало и оценочных высказываний. Дети стали выступать инициаторами бесед. Так, после чтения и просмотра книги о зоопарке. Ира Б. высказала желание рассказать о Петербургском зоопарке, который она посетила летом. А Сережа Т. захотел пересказать содержание фильма, в котором сни- мались разные животные, после того как экспериментатор прочитал книгу о том, как снимают в фильмах животных.
На последних занятиях дети больше говорили, причем почти у всех было желание принять участие в беседе, они перебивали друг друга, и взрослому приходилось организовывать беседу, направлять ее и давать возможность высказаться всем желающим.
На заключительных занятиях формирующего эксперимента чаще и легче происходил переход от простой констатации фактов к рассуждению на абстрактные, отвлеченные темы. Однако инициатором такого перехода являлся экспериментатор. Большинство самостоятельных высказываний детей по-прежнему были связаны с констатацией конкретных фактов, имевших место в жизни, мультфильмах, описанных в книгах.
В качестве примера приведем фрагменты занятий по формированию внеситуативных форм общения.
1. Занятие, основанное на чтении книги (внеситуативно-познавательная форма общения). Экспериментатор читал детям книгу П.Чарушиной "На все лапы мастера" о разных животных.
Экспериментатор: "А вы видели белок?»
Паша К.: "Я ходил с папой и мамой в лес за грибами".
Экспериментатор: "А что они делали?»
Паша К.: "Искали грибы»
Саша П.: "А я тоже видел белок в парке".
Экспериментатор: "А что они делали?"
Саша П. "Скакали по деревьям».
Экспериментатор: «Ты их сам заметил?»
Саша П.: "Папа одну показал, другую мама, а потом я сам увидел".
Лена С.: "А вы их кормили?»
Саша П.: "Да"
Экспериментатор: "А чем вы их кормили?"
Экспериментатор: «Саша, они у вас брали с рук еду?»
Саша П: «Да, они ели с руки».
Паша К: «А у меня одна брала с носика».
Даша Р.: "А что, белки разве едят семечки?"
ВИОЛЯ СВЕЧА , единица Виоля, устаревшая единица силы света, равная силе света, излучаемого 1 см2 поверхности затвердевающей платины в направлении нормали к этой поверхности. Предложена французским физиком Л. Ж. Виолем (L. J. Violle, 1841-1923) в 1881. Современная единица силы света СИ кандела (свеча) равна приблизительно 1/20 Виоля свечи.
АЙОН , остров в Восточно-Сибирском м., у входа в Чаунскую губу. Ок. 2 тыс. км2. Высота до 64 м. Преобладает арктическая тундра.
АНЧИШКИН Александр Иванович (1933-87) , российский экономист, академик АН СССР (1984). Основные труды по теории расширенного воспроизводства, макромоделированию и прогнозированию развития народного хозяйства. Государственная премия СССР (1989, посмертно).