Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Страница 24

Действие контроля, сформированное при овладении одних вычислительных приемов, естественно будет проявляться и при выполнении других вычислительных приемов, поскольку при их решении ученик использует в новой конкретной ситуации те же умственные операции. Усвоенная система операций, составляющая процесс выполнения вычислительного приема, в дальнейшем служит образцом для самостоятельного овладения вычислительным приемом и в то же время позволяет осуществлять пооперационный контроль.

На первых этапах овладения вычислительным приемом пооперационный контроль осуществляется под руководством учителя. Но при целенаправленном формировании умения контролировать выполняемые действия, пооперационный контроль на последнем этапе формирования вычислительных приемов и навыков переходит в самоконтроль, который помогает устранить появление возможных ошибок и вместе с тем повышает качество овладения вычислительными приемами и навыками.

3. Экспериментальная работа по формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками

3.1. Диагностика сформированности действия контроля и вычислительных приемов и навыков

На основе проанализированной литературы нами было проведено исследование с целью выявления уровня сформированности действия контроля. Базой исследования была определена школа – гимназия № 25 г. Иркутска, 3»Д» класс. В исследовании принимал участие весь класс, составе 23 учащихся. В ходе исследования были использованы следующие методы: письменный опрос, беседа, срезы знаний, самостоятельная работа. Нами были выделены следующие задачи исследования: 1. изучить сформированность некоторых свойств действия контроля: а) умение выполнять контроль по результату и желание его осуществлять б) умение обнаружить ошибку (свою, товарищей, учителя), объяснять ее появление в) умение обнаружить ошибку в ходе действия и реконструировать способ действия.

С целью изучения интереса детей к математике, вычислительным приемам нами был проведен письменный опрос, который включал следующие вопросы:

1. Какие задания тебе нравится выполнять на уроках математики?

2. Любишь ли ты выполнять вычисления?

3. С удовольствием ли ты находишь значения выражений?

4. Какие ошибки чаще всего допускаешь в вычислениях?

5. Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях?

6. Нравится ли тебе самостоятельно открывать новые способы вычислений?

7. Всегда ли делаешь проверку выполняемых вычислений?

Экспериментальные данные, которые отображены в таблице №1 (приложение 1), позволили получить следующие результаты: 69,5 % детей предпочитают находить значения выражений, и делают это с удовольствием, причем 8,6 % из них на сложение и вычитание. Самостоятельно обнаружить и исправить ошибки способны 34 % учащихся (8 человек). Есть основания полагать, что дети не стремятся к выполнению действия контроля по результату.

Для определения уровня сформированности действия контроля была проведена самостоятельная работа, которая состояла из нескольких заданий. Одно из них было направлено на выявление умения осуществлять контроль по результату, стремление выполнять действие контроля.

Содержание: найди значение выражения: 257*8=…. Выполни проверку. Полученные результаты были подвергнуты анализу и представлены в таблице №2 (приложение 2). Экспериментальные данные говорят о том, что 8 человек, что составляет 34,7%, умеют осуществлять контроль по результату, 6 человек испытывают стремление выполнять действие контроля, 14 человек (60, 8 %) осуществляют контроль по требованию учителя.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28

ОПОКА в литейном производстве , приспособление (в виде жесткой рамы или открытого ящика) для удержания формовочной смеси при изготовлении форм, транспортировании их и заливке металлом. Изготовляют литьем, сваркой, штамповкой и другими методами из стали, чугуна, алюминиевых сплавов.

ЦЕЙТЛИН Лев Моисеевич (1881-1952) , российский скрипач, заслуженный деятель искусств России (1927), доктор искусствоведения (1941). Один из основоположников отечественной скрипичной школы. Организатор и руководитель Персимфанса. Профессор Московской консерватори (с 1920).

ФЕРРАРА (Ferrara) Эбел (р . 1952), американский кинорежиссер, сценарист, музыкант-песенник. В американском кинопроцессе занимает маргинальную позицию, создавая мрачные фильмы со специфически стилизованной атмосферой жестокости и насилия. Особенно плодотворным оказался союз режиссера с актером К. Уокеном. Поставил фильмы: "Мисс-45" (1981), "Король Нью-Йорка" (1990), "Плохой лейтенант" (1992), "Похороны" (1996) и др.