Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речиСтраница 47
Планируя работу воспитателя в указанном направлении в экспериментальной группе детей шестилетнего возраста с ФФНР, мы исходили из следующих положений. Организация, формы работы и привлекаемый педагогами материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, возможностями их речевого и общего психического развития. Приёмы работы, применяемые воспитателями, необходимо различать в зависимости как от основных задач занятия, так и от его характера. На занятиях может использоваться одна из описываемых форм работы либо сочетание нескольких форм, как это осуществлялось в экспериментальной группе, воспитатели которой проходили специальную подготовку.
Логопедом проводилась методическая работа с воспитателями:
1. консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей (см. приложение № 6);
2. составление перспективного планирования работы в коррекционной группе (см. приложение № 4, № 5);
3. разработка по автоматизации звуков;
4. совместное проведение занятий по обучению детей грамоте;
5. проведение открытых занятий для воспитателей (см. приложение № 7);
6. подготовка и проведение совместных мероприятий (родительские собрания, утренники, открытые занятия) (см. приложение № 8);
7. совместное консультирование родителей;
8. проведение педсовета в форме деловой игры «Счастливый случай» (см. приложение № 9);
Воспитатели проводили открытые занятия по развитию речи с учетом коррекционных задач (см. приложение № 10).
Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматривались упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:
- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями;
- узкое восприятие действительности;
- нехватка речевых средств;
- трудности планирования монолога
Поэтому было проведено ряд консультаций по формированию у детей седьмого года жизни связной речи.
Взависимости от уровня речевого развития детей, было предложено 3 основных варианта последовательности обучения связной речи.
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи рекомендовалось педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;
- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
- составление рассказа с включением (исключением) объектов;
- составление рассказа по комплекту игрушек;
- рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
- придумывание рассказа о знакомом герое;
- составление рассказа по его названию;
- придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр.
При среднем уровне речевых возможностей детей:
- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа с использованием опорных сигналов;
"ФИЛИПС ГЛУИЛАМПЕН ФАБРИКЕН" (Philips Gloeilampenfabrieken) , нидерландская радио- и электротехническая компания с участием швейцарского, французского, западногерманского и американского капитала; имеет предприятия более чем в 50 странах. Основана в 1891. Объем продаж 28,4 млрд. дол., чистая прибыль 477 млн. дол., число занятых 310 тыс. человек (кон. 1980-х).
ЯКУТИЯ Республика Саха , в Российской Федерации. 3103,2 тыс. км2 (включая Новосибирские острова). Население 1074 тыс. человек (1994), городское 66%; якуты (365,2 тыс. человек, 1993), русские, украинцы, эвенки, эвены, чукчи. 33 района, 11 городов, 69 поселков городского типа. Столица - Якутск. Большую часть занимают горные хребты (Верхоянский, Черского и др.), плоскогорья и нагорья (на западе - Средне-Сибирское, на востоке - Янское, Оймяконское и др.). На севере - Яно-Индигирская и Колымская низменности. Средние температуры января от -28 до -50 °С, июля 2-19 °С. В районе Оймякона - полюс холода Северного полушария. Осадков 200-700 мм в год. Многолетняя мерзлота. Крупные реки - Лена, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма. Большая часть территории покрыта лесом. Предки якутов заселили край в 10-15 вв. Ко времени прихода русских в 1-й пол. 17 в. якуты делились на племена во главе с тойонами (князьками). В 1632 русскими основан Якутск. В 1805 образована Якутская обл. 27 апреля 1922 образована Якутская АССР в составе РСФСР. В сентябре 1990 провозглашен государственный суверенитет республики. В октябре 1991 учрежден пост президента. В декабре 1991 изменено название - Республика Саха (Якутия). Основная отрасль промышленности - горнодобывающая (алмазы, золото, слюда, руды цветных металлов, уголь, газ и др.). Лесная и деревообрабатывающая, пищевая, легкая промышленность, производство стройматериалов, машиноремонтные и другие заводы. Вилюйская ГЭС; Чульманская, Якутская, Нерюнгринская ГРЭС. Сельское хозяйство специализируется на животноводстве (мясо-молочное скотоводство, мясо-табунное коневодство); на севере - оленеводство. Развито звероводство, охотничий и рыбный промыслы. Посевы пшеницы, ячменя, овса и кормовых культур; выращивают картофель и овощи. Судоходство по Северному морскому пути, по Лене и ее притокам, а также по другим крупным рекам; крупный морской порт - Тикси. Построена железнодорожная линия Бамовская - Тында - Беркакит - Нерюнгри.
АЛУР (самоназвание - жоалур) , нилотский народ в Заире (450 тыс. человек) и Уганде (300 тыс. человек, 1992). Язык дхо алур. Придерживаются традиционных верований.