Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речиСтраница 47
Планируя работу воспитателя в указанном направлении в экспериментальной группе детей шестилетнего возраста с ФФНР, мы исходили из следующих положений. Организация, формы работы и привлекаемый педагогами материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, возможностями их речевого и общего психического развития. Приёмы работы, применяемые воспитателями, необходимо различать в зависимости как от основных задач занятия, так и от его характера. На занятиях может использоваться одна из описываемых форм работы либо сочетание нескольких форм, как это осуществлялось в экспериментальной группе, воспитатели которой проходили специальную подготовку.
Логопедом проводилась методическая работа с воспитателями:
1. консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей (см. приложение № 6);
2. составление перспективного планирования работы в коррекционной группе (см. приложение № 4, № 5);
3. разработка по автоматизации звуков;
4. совместное проведение занятий по обучению детей грамоте;
5. проведение открытых занятий для воспитателей (см. приложение № 7);
6. подготовка и проведение совместных мероприятий (родительские собрания, утренники, открытые занятия) (см. приложение № 8);
7. совместное консультирование родителей;
8. проведение педсовета в форме деловой игры «Счастливый случай» (см. приложение № 9);
Воспитатели проводили открытые занятия по развитию речи с учетом коррекционных задач (см. приложение № 10).
Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматривались упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:
- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями;
- узкое восприятие действительности;
- нехватка речевых средств;
- трудности планирования монолога
Поэтому было проведено ряд консультаций по формированию у детей седьмого года жизни связной речи.
Взависимости от уровня речевого развития детей, было предложено 3 основных варианта последовательности обучения связной речи.
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи рекомендовалось педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;
- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
- составление рассказа с включением (исключением) объектов;
- составление рассказа по комплекту игрушек;
- рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
- придумывание рассказа о знакомом герое;
- составление рассказа по его названию;
- придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр.
При среднем уровне речевых возможностей детей:
- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа с использованием опорных сигналов;
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАКОН , памятник византийского обычного права, составленный на рубеже 7-8 вв.; ценный источник для изучения ранневизантийской свободной деревни.
ЯРОСЛАВЛЬ , город в Российской Федерации, Ярославская обл., порт на р. Волга. Железнодорожный узел. 634,5 тыс. жителей (1993). Машиностроение (производственные объединения: "Автодизель", станкостроительное, "Дизельаппаратура"; заводы: электромашиностроительный, строительный, полимерного машиностроения, производственные объединения деревообрабатывающего оборудования, "Машприбор", судостроительный, радиозавод и др.), химическая и нефтехимическая (производственные объединения: "Лакокраска", "Ярославльнефтеоргсинтез"; заводы: шинный, синтетического каучука, технического углерода и др.), нефтеперерабатывающая, легкая (комбинат технических тканей "Красный Перекоп", обувная фабрика и др.), пищевая, стройматериалов промышленность. 5 вузов (в т. ч. университет), 3 театра. По преданию, основан в 1010. Историко-архитектурный музей-заповедник (Спасо-Преображенский монастырь, 16 в.), художественный музей. Памятники архитектуры ярославской школы зодчества 17 в. - церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове.
НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (р . 1922), российский живописец, народный художник России (1986), академик РАО (1992). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны ("Безымянная высота", 1961-62), лирические композиции ("Стихи", 1972). Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников.