Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 50

При разработке общеобразовательных занятий нами учитывалась степень развития контекстной речи детей. Согласуя планы логопедической и коррекционно-воспитательной работы, мы стремились к тому, чтобы изучение лексико-грамматических конструкций под руководством логопеда предшествовало проведению воспитателем тех ежедневных занятий, на которых предполагалось закрепление данных конструкций.

Отбор речевого материала для воспитательных занятий делался с учётом тематики фронтальных логопедических занятий по формированию произношения, а также уровня развития фонетико-фонематической стороны речи, достигнутого каждым ребёнком. Для этого мы тщательно анализировали речевой материал, используемый детьми на занятиях воспитателя, и соотносили его с текущими задачами по формированию фонетического строя речи на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.

При проведении коррекционно-воспитательной работы логопед и воспитатели широко опирались на непосредственный опыт детей, их предметно практическую деятельность, что позволило обеспечить комплексный характер обучения. Особое внимание уделялось самостоятельности и произвольности речи. Наибольшими возможностями для закрепления речевого материала логопедических занятий являются занятия, непосредственно связанные с развитием речи детей.

Мы представляем примерное планирование коррекционной работы по лексико-грамматическому недоразвитию речи дошкольников с сентября по май включительно, а также игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений (см. приложение № 5).

В каждом периоде обучения выделили лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ФФНР. Наметили объём работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Придерживались определённой преемственности в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении темы дети сравнивали предметы, выделяли их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительным и увеличительным оттенками (воробышек, волчище, большущие сапожищи и т.п.); глаголов с оттенками действий (кроить, перекраивать, подливать, обливать и т.д.); прилагательных с различными значениями соотнесённости (фарфоровая чашка, клюквенный морс, сосновый бор и т.д.); сложных слов (листопад, хлебороб, снегопад и т.д.); слов с эмоционально-оттеночным и переносным значением (хитрая лиса, масляная головушка, золотая осень, вьюга злится и т.д.) Практически в каждое занятие включались упражнения по распространению предложений путём введения однородных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов (что делает? что будет делать?). Во II – III периодах обучения использовались задания на закрепление в речи сложных предложений со значением противопоставлений (зимой деревья голые, а весной появляются листочки), разделения, а также целевых, временных, причинных конструкций с вопросами: когда? почему? зачем? Особое внимание уделялось навыку связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значительное время отводилось на упражнения по составлению описательных, сравнительно-описательных рассказов, а также по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.

Страницы: 46 47 48 49 50 51 52 53 54

ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ (Алексеевский Архангело-Михайловский) , мужской, в Московском Кремле. Основан в 1365 митрополитом Алексеем. С кон. 14 в. центр книгописания. В 17 в. в нем находилось греко-латинское училище. Упразднен после Октябрьской революции 1917. В 30-х гг. здания Чудова монастыря разобраны.

ХАКОДАТЕ , город и порт в Японии, на юге о. Хоккайдо. Порт в прол. Цугару. 306 тыс. жителей (1992). Судостроительная, нефтеперерабатывающая, химическая, деревообрабатывающая промышленность. Центр рыболовства. Университет.

НЕОПОЗИТИВИЗМ , одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.