Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 147

4. Антиномный метод (антитезный, аналектический) своей философской основой имеет "аналогию бытия", выражаемую формулой "сходство в различии, различие в сходстве". В последнее время понятие "антиномный подход" стало активно применяться в педагогике. Прежде всего это относится к представителям немецкой целостной школы (Р.Винель и др.) Согласно им, антиномный метод, в отличие от диалектического "не только учитывает полярности, но и считает их равноценными и предлагает искать пути адаптации к ним" (548.С.117).

5. Методы дополнительности и соответствия в какой-то мере дополняют антиномный метод. Необходимость применения первого диктуется в интегративно-педагогических исследованиях неординарным характером интегративных отношений и связей. Например, это относится к взаимоотношениям частей и целого, строящимся во многом на основе взаимодополняемости. Метод соответствия может быть использован при исследовании интеграционных процессов в научно-педагогической области. Он способен, например, послужить средством объяснения кумулятивного характера развития научно-педагогического знания: каждая новая педагогическая концепция лишь "добавляется к массе ранее созданных концепций, увеличивая общее разнообразие возможных систем мировоззрения" (481. С.118).

6. Монографический метод. Допустимо выделение собственно монографического метода и методов монографических исследований. Собственно монографический метод в педагогике характеризуется: сосредоточенностью на изучении отдельных проблем; целостностью рассмотрения анализируемых фактов; единством структуры исследовательской деятельности; фундаментальностью и обобщенностью, теоретической направленностью содержания (150). Монографический метод "является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных . методик" (335.С. 124). К числу таких методик исследователи относят редукционизм, органицизм и интегратизм (158, 538).

Редукционизм предполагает возможность расчленения сложного педагогического явления на более простые составные части и изучения их природы и свойств отдельно. При этом допускается, что путем суммирования свойств этих частей можно получить знания свойств исходного целого. То есть мы имеем дело с четко выраженным аналитическим методом. Блестящее описание которого дается Т.Гоббсом. "Складывать пространство из пространства, - писал он, - или время из времени - значит рассматривать сначала их последовательно, друг за другом, а затем все вместе - как единство и подобно тому, как кто-нибудь сначала перечисляет в отдельности голову, ногу, руку и тело, а затем обозначает совокупность всех этих органов словом человек" (106.С.142). Редукционизм как метод может быть использован при структурно-функциональном анализе педагогических систем Например, педагогический процесс может быть "расщеплен" на ряд компонентов - цели, причины, содержание и т.д. По сумме свойств данных компонентов затем делаются выводы о свойствах всей структуры педагогического процесса.

Страницы: 143 144 145 146 147 148 149 150 151

ПУЛЬЧИ (Pulci) Луиджи (1432-84) , итальянский поэт. Фантастические рыцарские поэмы "Турнир" (1469), "Морганте" (между 1478-1480, 2-е изд. под названием "Большой Морганте", 1482) проникнуты гуманистическим вольнодумством, элементами народной "смеховой" культуры.

МОЛИЗЕ (Molise) , область в Юж. Италии, у Адриатического м. 4,4 тыс. км2. Население 321 тыс. человек (1991). Адм. ц. - Кампобассо. Включает пров. Кампобассо и Изерния.

ВАЦ , город в Венгрии, порт на Дунае. 33,8 тыс. жителей (1991). Электротехническая, цементная, текстильная, химическая промышленность, судостроение.