Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 149

7.3. Логико-гносеологические методы: а) метод диалектического соотношения объема и содержания понятия (Б.М.Кедров); б) метод сравнения наиболее употребляемых категорий, обозначающих интегративные процессы в педагогике (В.И.Журавлев); в) метод анализа базовых понятий в педагогике (В.И.Журавлев). Метод диалектического соотношения объема и содержания понятия опирается на выведенный Б.М.Кедровым (15) закон о прямой пропорциональной зависимости между данными основными характеристиками понятия. Суть концепции: поскольку содержание и объем понятия выражают собой определенную ступень познания круга охватываемых данными понятиями объектов (объем) и существенных признаков их (содержание), то по мере развития наших знаний о предмете, их углублении и расширении должно совершаться изменение содержания и объема понятия. В этом и состоит процесс изменения, движения и развития научного понятия, вызванный действием заключенных в нем противоречий объекта познания и связанных с общими противоречиями самого процесса познания. Так, в связи с приобретением понятием "операция" педагогического значения происходит и углубление содержания: к производственнотехническим признакам добавляются педагогические, например, расчлененность операции в соответствии с педагогическими целесообразными требованиями и одновременное расширение объема. понятие операции охватывает уже не только производственные объекты, но и "учебные объекты".

Метод сравнения наиболее употребляемых категорий, своим результатом имеет сравнительные данные, характеризующие степень усвоения интегративной терминологии в педагогике и в сравниваемой дисциплине. Пример такого анализа представлен в книге

В.И.Журавлева "Педагогика в системе наук о человеке" (156. С.19-31). Метод анализа базовых понятий в педагогическом исследовании также нашел отражение в работе В.И.Журавлева (156.С.46-61).

8.4. Метод категориального синтеза: в научнопедагогической системе особое место занимают категории - понятий "предельной степени общности" (А.В.Усова), являющиеся своего рода "стягивающими центрами (концентрами)" всей совокупности компонентов научно-педагогического знания - фактов, понятий, законов, теорий и др. (В.С.Гершунский). Этот процесс "стягивания" выражает суть категориального синтеза. Метод категориального синтеза с большой эффективностью реализует свои возможности при анализе так называемых "интеграторов" научно-педагогического знания, в качестве которых могут выступать педагогические законы, принципы, методы и т.д.

8.5. Лингвистические методы исследования интеграционных процессов в педагогике. В их состав мы включаем: а) семантический анализ; б) прагматический анализ; в) компонентный анализ; г) преобразующий лингвистический эксперимент; д) методы когезии и интеграции текста; е) константанализ. Первые четыре метода описаны и реализованы в докторской диссертации В.С.Безруковой. Семантический анализ предполагает осуществление операций с текстом: прочитывание текста, осмысление его, выделение терминов-понятий, которые должны: а) обладать самостоятельным значением; б) быть логически завершены и нерасчленимы по смыслу;

Страницы: 145 146 147 148 149 150 151 152 153

ЦВЕТНАЯ КАПУСТА , однолетнее травянистое растение рода капуста. В пищу употребляют недоразвитые соцветия - головки. Урожайность 180 ц и более с 1 га.

ОБСЕРВАТОРИЯ (от лат . observator - наблюдатель), специализированное научное учреждение, оборудованное для проведения астрономических, физических, метеорологических и т. п. исследований.

УМБРА , природный коричневый пигмент. По химическому составу близок к охре, от которой отличается высоким содержанием соединений марганца. Применяется для приготовления красок.