Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 148

Органицизм, в отличие от редукционизма, отрицает возможность сведения сложного к простому: свойства целого определяются путем рассмотрения этого же целого без расчленения на части и установления суммы его частей. Органицизм как метод используется в качественных описаниях интегративного целого, интегральных свойств. Например, в качестве интегративного целого может быть представлен педагогический процесс, его основные составляющие - обучение, воспитание. Определяя и характеризуя сущностные параметры указанных явлений без расчленения их на составные компоненты, мы тем самым добиваемся реализации органицистского метода.

Интегратизм - это своего рода "редукционизм наоборот". Суть его состоит в том, что научный поиск ведется в направлении от наиболее простого, элементарного ко все более возрастающей сложности организации, к системам. Этот метод считается наиболее диалектичным. На наш взгляд, он составляет лишь один из возможных исследовательских путей. Все указанные методы взаимодополняют друг друга. В случае же выпячивания какого-либо из них, мы столкнемся с опасностью допущения однобокости в исследовательском процессе.

7. Науковедческие и лингвистические методы.

7.1. Методы эмпирического анализа научного текста. Рассмотрим два таких метода: а) анализ номенклатуры уже сформировавшихся дисциплин "стыкового" характера и б) метод изучения данных научных ссылок, изданий с целью выявления фактов интеграции наук. Анализ номенклатуры уже сформировавшихся "стыковых" дисциплин в рамках педагогики может быть использован в следующем порядке:

· анализ дисциплин непедагогического характера, но включающих в себя педагогический эквивалент (кибернетика, инженерная психология, эргономика и т.д.);

· анализ дисциплин, образованных путем интеграции педагогики с инонаучными знаниями (педагогическая психология, этнопедагогика, военная педагогика и т.д.);

· анализ собственно педагогических дисциплин (общая педагогика, профессиональная педагогика и т.д.).

Методы изучения данных научных ссылок, изданий требует исследований фактов на педагогические работы в инонаучных работах, а также фактов издания непедагогических работ в педагогических издательствах и, соответственно, педагогических работ внепедагогических издательствах. Например, учебник "Производственная педагогика" издан в "техническом" издательстве, что может свидетельствовать об определенной взаимосвязи педагогических и технических знаний.

7.2. Логические методы анализа понятий: а) интерпретация стержневых понятий; б) операциональное определение понятий. Интепретация стержневых понятий - социологический метод, который находит все большее применение в педагогике. Прежде всего это относится к диссертационным исследованиям. Особую важность приобретает интерпретация стержневых понятий в работах теоретико-методологического характера, к числу которых относятся и исследования, имеющие своим объектом интеграционные процессы. Так, значительное место в нашей диссертации занимает характеристика категориального состава педагогической интеграции. Операциональное определение понятий также входит в состав социологических методов. Суть его - в детализации стержневых понятий, в расчленении их на менее общие составляющие, которые получают название операциональных понятий. Например, категория "педагогическая интеграция" раскладывается на ряд операциональных понятий - связь, взаимосвязь, взаимодействие и т.д.

Страницы: 144 145 146 147 148 149 150 151 152

ФРАКИЙСКИЙ ЯЗЫК , отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Письменные памятники (отдельные слова, глоссы и несколько кратких надписей) относятся к сер. 1-го тыс. до н. э.

ИНФАНТЕ Франциско (р . 1943), российский художник. Родился в семье испанского эмигранта. Живет и работает преимущественно в Москве. Продолжатель традиций конструктивизма, член группы "Движение". В 1970 организовал свою собственную группу художников-кинетистов "Арго". Получил известность своими временными пространственными инсталляциями на природе (затем существующими в виде серий фото-арта), легкими, воздушными конструкциями из лески, планок, зеркальной пленки, которые он создавал вместе с женой, художницей Н. П. Горюновой (р. 1944).

ПОДЗОР , 1) в архитектуре - декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли. 2) Кружевная кайма, оборка на чем-либо.