Фразиологизмы ФразиологизмыСтраница 38
Общий вывод.
Сравнительный анализ данных наблюдений и ассоциативного эксперимента показал, что пассивный словарь богаче активного. В активной речи дети пользуются устойчивыми словосочетаниями, выражающими общее эмоциональное состояние говорящего (ничего себе), речевыми штампами этикета (доброе утро, приятного аппетита, добрый день) и простыми по структуре устойчивыми оборотами (как резаный, как банный лист).
Определение понимания детьми значений фразеологизмов.
Игра «Скажи по-другому».
Детям предлагалось объяснить смысл устойчивых оборотов. Фразеологизмы были предложены с учетом их отнесенности к семантическим группам.
Условия проведения: индивидуально.
Место проведения: групповая комната, участок детского сада.
Форма проведения: игровая.
Инструкция: «Я скажу необычное выражение, а ты о том же – по-другому».
Перечень фразеологизмов:
1. Фразеологические сращения: бить баклуши, бежать сломя голову.
2. Фразеологические единства: чесать язык.
3. Фразеологические сочетания: закадычный друг, повесить голову, тоска заела.
4. Фразеологические выражения: всерьез и надолго, добрый молодец, золотые руки.
№3 В ходе проведения поискового эксперимента был отобран лексический материал для проведения исследования. При отборе материала использовался хрестоматии для детей дошкольного возраста: «Волшебная шкатулка», «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». Из литературных произведений были выписаны все встречающиеся фразеологические единицы, и на основе наиболее употребляемых фразеологизмов был составлен словарь-минимум. В данный словарь вошли также фразеологизмы, которые были отобраны на основе данных констатирующего эксперимента, детского опыта и ряда критериев:
- коммуникативная целесообразность;
- доступность;
- учет уровня овладения фразеологическими средствами родного языка детьми экспериментальной группы.
Словарь-минимум:
1. Бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками. Син.: считать ворон, лежать на боку, сидеть сложа руки, гонять голубей.
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Петрович (1790-1860) , князь, декабрист, полковник. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из организаторов "Союза спасения", "Союза благоденствия" и Северного общества. Избран диктатором восстания, но на Сенатскую пл. 14 декабря 1825 не явился. Приговорен к вечной каторге. С 1826 в Нерчинских рудниках, в 1839-56 на поселении в Иркутской губ. Автор "Записок".
ЖАМОЙДА Александр Иванович (р . 1921), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по стратиграфии, палеонтологии, региональной геологии.
ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ , согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.