Фразиологизмы ФразиологизмыСтраница 38
Общий вывод.
Сравнительный анализ данных наблюдений и ассоциативного эксперимента показал, что пассивный словарь богаче активного. В активной речи дети пользуются устойчивыми словосочетаниями, выражающими общее эмоциональное состояние говорящего (ничего себе), речевыми штампами этикета (доброе утро, приятного аппетита, добрый день) и простыми по структуре устойчивыми оборотами (как резаный, как банный лист).
Определение понимания детьми значений фразеологизмов.
Игра «Скажи по-другому».
Детям предлагалось объяснить смысл устойчивых оборотов. Фразеологизмы были предложены с учетом их отнесенности к семантическим группам.
Условия проведения: индивидуально.
Место проведения: групповая комната, участок детского сада.
Форма проведения: игровая.
Инструкция: «Я скажу необычное выражение, а ты о том же – по-другому».
Перечень фразеологизмов:
1. Фразеологические сращения: бить баклуши, бежать сломя голову.
2. Фразеологические единства: чесать язык.
3. Фразеологические сочетания: закадычный друг, повесить голову, тоска заела.
4. Фразеологические выражения: всерьез и надолго, добрый молодец, золотые руки.
№3 В ходе проведения поискового эксперимента был отобран лексический материал для проведения исследования. При отборе материала использовался хрестоматии для детей дошкольного возраста: «Волшебная шкатулка», «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». Из литературных произведений были выписаны все встречающиеся фразеологические единицы, и на основе наиболее употребляемых фразеологизмов был составлен словарь-минимум. В данный словарь вошли также фразеологизмы, которые были отобраны на основе данных констатирующего эксперимента, детского опыта и ряда критериев:
- коммуникативная целесообразность;
- доступность;
- учет уровня овладения фразеологическими средствами родного языка детьми экспериментальной группы.
Словарь-минимум:
1. Бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками. Син.: считать ворон, лежать на боку, сидеть сложа руки, гонять голубей.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ . behaviour, bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма - Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве "бихевиоральных наук", т. е. изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма "стимул - реакция", ввел в нее опосредствующее звено - "промежуточные переменные" (различные познавательные и побудительные факторы).
ВЕЛЕМБОВСКАЯ Ирина Александровна (наст . фам. Шухгальтер) (р. 1922), русская писательница. В сборниках рассказов и повестей "Лесная история" (1967), "Третий семестр" (1973), "Вид с балкона" (1981) и др. - женские судьбы, нравственно-психологические коллизии. Наибольшую известность получила повесть "Сладкая женщина" (1973, экранизирована в 1977).
ЦАРЬ (от лат . caesar - цезарь), в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.