Фразиологизмы ФразиологизмыСтраница 34
Имеющиеся точки зрения на работу с фразеологизмами в исследованиях различных направлений следует учитывать при разработке методики развития образной речи дошкольников. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей 7-го года жизни должны основываться на положениях словарной работы, методики ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами, развития образной речи, формирования связных высказываний.
ГЛАВА 2. Формирование фразеологической лексики у старших дошкольников.
2.1 Особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 7-го года жизни (по данным констатирующего эксперимента).
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей овладения фразеологизмами детей 7-го года жизни.
На констатирующем этапе решались следующие задачи:
- определение примерного объема фразеологического словаря детей 7-го года жизни;
- выявление понимания семантики фразеологизмов;
- изучение особенностей употребления фразеологических единиц в детской речи.
Для решения поставленных задач были использованы различные методики обследования детской речи на основе методов, применяемых в лингвистических, психолингвистических, и педагогических исследованиях.
В частности, была использована методика изучения фразеологической лексики, разработанная в исследованиях И.Н. Митькиной.
Также был проведен предварительный анализ возможных источников обогащения детской речи фразеологизмами, в первую очередь, литературных произведений, включая устное народное творчество, на основе которых с учетом частоты встречаемости фразеологических единиц отобран лексический материал для экспериментальных заданий.
В качестве ведущей методики был использован метод наблюдения за речью детей и три серии заданий, предлагавшиеся детям в форме игры.
Первая серия заданий была направлена на определение объема фразеологического словаря дошкольников. Она включала в себя следующие методы:
а) наблюдения за детской речью в различных видах деятельности (1месяц, 2 раза в неделю) в целях выяснения наличия у детей фразеологической лексики.
б) ассоциативный эксперимент на слово, словосочетание-компонент фразеологизма (выявление устойчивых связей слов в речи детей 7-го года жизни). Игра «Я скажу, а ты продолжи».
в) ассоциативный эксперимент на фразеологизм (выявление присутствия фразеологических единиц в пассивном словаре). Игра «Кто больше назовет необычных выражений».
Вторая серия заданий была направлена на выявление понимания детьми значений фразеологизмов. Дошкольникам предлагалось объяснить смысл предложенных фразеологических единиц, исходя из контекста, в следующих видах деятельности:
а) игра «Скажи по-другому».
б) определение знакомых фразеологизмов из контекста в игровой ситуации.
Третья серия заданий была направлена на изучение особенностей употребления фразеологической лексики родного языка детьми 7-го года жизни. Им были предложены такие речевые ситуации, как:
а) сравнение двух рассказов (1-ый с синонимами, 2-ой с фразеологизмами).
б) пересказ рассказа с фразеологизмами «Приключение мальчика Пети».
в) составление сказки по заданному фразеологизму «повесить нос». Задание «Придумай для Незнайки».
г) подбор фразеологизма к иллюстрации.
НЕЙШТАДТ Марк Ильич (1903-85) , российский палеогеограф и палеоботаник, болотовед, доктор географических наук (1955), заслуженный деятель науки РСФСР (1971). Труды по анализу растительности голоцена, генезису торфяных месторождений, их географии, особенностям сырьевых свойств торфа, картографии торфяных ресурсов.
ШАПКИНА , река на северо-востоке Европейской части России, правый приток Печоры. 499 км, площадь бассейна 6570 км2.
ОПЕРЕНИЕ , перьевой покров птиц. При полете обеспечивает обтекаемую форму тела. Обычно ежегодно заменяется путем линьки. Окраска оперения обусловлена пигментами и особенностями структуры пера.