Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 16

В понимании сущности инновационных процессов в образо­вании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогиче­ского опыта и проблема внедрения достижений психолого-педа­гогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагоги­ческой деятельности в современных условиях развития общест­ва, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобра­зования обусловили необходимость коренного обновления систе­мы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспи­тателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления обра­зовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образова-­ ния, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогическо-­ го знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к само­му факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитатель­ного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский харак­тер. Именно поэтому важным направлением в работе руководи­телей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, созда­ние условий для их успешной разработки и применения.

В процессе изучения темы «Формы организации процесса обучения» особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм. Небезынтересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» [4.45] по результатам американских исследований:

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ТОЙТЕПА , город (с 1973) в Узбекистане, Ташкентская обл., близ ж.-д. ст. Тойтепа. 17,6 тыс. жителей (1989). Швейная фабрика.

ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКА , республика во Франции в 1946-58.

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович (1802-39) , князь, русский поэт-декабрист, корнет, участник восстания на Сенатской пл. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма: элегии, историческая поэма "Василько" (1829-1830), стихотворный отклик на "Послание в Сибирь" А. С Пушкина, содержащий крылатую строку "Из искры возгорится пламя".