Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 36

Таблица 5.

Ведущие формы общения у детей дошкольного возраста с ЗПР до и после формирующего эксперимента (n1 =8, n2=7)

Группа Экспериментальная Контрольная

Ведущая до после до после

форма общения обучения обучения обучения обучения

Ситуативно-деловая 8 2 6 5

Внеситуативно-познава­тельная 0 6 1 2

Внеситуативно-личностная 0 0 0 0

* n1 - количество детей в экспериментальной группе

* n2 - количество детей в контрольной группе

Остановимся подробнее на некоторых изменениях в поведении детей, выявленных во время проведения контрольного эксперимента. Два ребенка из экспериментальной группы на этом этапе в первую очередь выбрали чтение книги, которая была и основным объектом их внимания в первую минуту опыта. Они не ограничивались взглядом на книгу, а приближались к ней, брали в руки, рассматривать иллюст­рации. Остальные 6 детей экспериментальной группы в первую оче­редь по-прежнему выбрали игру, а объектом их внимания в первую минуту эксперимента становились игрушки. Все дети охотно прини­мали чтение книг экспериментатором. Это позволяет предложить , что в процессе проведенных занятий нам удалось сформировать у де­тей интерес к книге как источнику, содержащему множество инте­ресных фактов.

На третьем, заключительном, этапе эксперимента все 8 детей из экспериментальной группы соглашались побеседовать со взрослым на личностные темы. По нашему мнению, способность детей к внеситуативно-личностным контактам со взрослым также была сформирована во время проведения занятий.

В контрольной группе наблюдалась иная картина. Как и на 1 этапе, все дети этой группы в первую очередь выбирали игру, а игрушки во всех случаях становились основным объектом их внимания в первую минуту эксперимента. Только двое детей контрольной группы всту­пали в личностные беседы со взрослым. Однако никто из детей из обеих групп не обратился ко взрослому в первую очередь.

Дети из экспериментальной группы чувствовали себя одинаково комфортно как во время игры, так и при чтении книг, а иногда и во время беседы на личностные темы. У некоторых испытуемых этой группы уровень комфортности в процессе опытов был максимальным во время чтения книг. Вообще следует отметить, что на заключитель­ном этапе эксперимента при общении со взрослым дети из экспери­ментальной группы были менее скованными и напряженными, чем на первом этапе исследования, проявляли активность в общении с экспе­риментатором. Очевидно, что повышение уровня комфортности у де­тей явилось прямым следствием упражнений в общении со взрослым во время формирующего эксперимента.

У детей из контрольной группы не произошло каких-либо значи­тельных изменений в уровне их комфортности во время опытов. Они по прежнему чувствовали себя наиболее свободно, когда занимались игрушками, в остальных же случаях были скованы , напряжены и пас­сивны.

Анализ протоколов показал, что у испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента значительно возросла желательная длительность опыта в ситуации чтения книг. В ряде случаев испытуемые изъявляли желание продолжить чтение книг даже по истечении 15 минут (максимальная продолжительность каждой си­туации общения) и неохотно переходили к другому виду деятельно­сти. Продолжительность игровой ситуации несколько снизилась у де­тей, которые овладели внеситуативно-познавательной формой обще­ния, они занимались игрушками около 10-12 минут. У двоих испытуе­мых из экспериментальной группы, ведущей для которых осталась ситуативно-деловая форма общения, максимальная длительность опыта (15 минут) была зафиксирована как в ситуации с игрушками, так и при чтении книг.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПОЧТА , пересылка документов и мелких предметов в патронах-контейнерах, движущихся по трубопроводу под действием магнитного поля. Используется главным образом во внутриучрежденческой связи. Средняя скорость патрона до 50 км/ч.

ИСАЧЕНКО Анатолий Григорьевич (р . 1922), физикогеограф и картограф, доктор географических наук, профессор С.-Петербургского университета (с 1964). Основные труды по общим вопросам ландшафтоведения, физико-географическому районированию, составлению ландшафтных карт.

ПЛАЗМЕННАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ , извлечение из руд, плавка и обработка металлов и сплавов с использованием плазменного нагрева.