Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 35

Сережа Т.: "Честно, она ведь сказала потом правду",

Экспериментатор: "Получается, что у нас все ребята честные! Мо­лодцы! А как вы думаете, что такое честность?"

Ира Б.: "Это когда говорят правду".

Экспериментатор: "А что же делать, если не очень хочется гово­рить правду?"

Ира Б.: "Нужно говорить правду».

Сережа Т: «Злой человек хочет соврать».

Таким образом, в заключительных опытах формирующего экспе­римента было отмечено значительное повышение уровня коммуника­тивной деятельности в ситуациях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную) фор­мы общения со взрослым. Благодаря помощи экспериментатора и в ходе контактов с ним создавались условия для упражнения детей в общении со взрослым на более высоком уровне, т.е. подготавливался переход детей к внеситуативным формам общения.

Рассмотрим, какие изменения произошли у испытуемых экспери­ментальной и контрольной групп в заключительных опытах по срав­нению с опытами исходного этапа.

Как уже отмечалось, в экспериментальную группу вошли 8 детей, у которых в констатирующем эксперименте преобладала ситуативно-деловая форма общения. В контрольную группу вошли 6 детей, у ко­торых на 1 этапе эксперимента была зафиксирована ситуативно-дело­вая форма общения как ведущая форма общения со взрослым. И один ребенок, находящийся на переходном этапе от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной форме общения.

К моменту заключительного, контрольного, опыта положение в эк­спериментальной группе резко изменилось. У 6 человек как ведущая была зафиксирована внеситуативно-познавательная форма общения. У двоих детей этой группы, испытывающих самые большие трудно­сти в процессе обучения, ведущей по-прежнему осталась ситуативно-деловая форма общения. Однако при этом значительно увеличились количественные показатели во всех ситуациях общения. В то же вре­мя у детей из контрольной группы таких ярких изменений не наблю­далось. У 5 детей по-прежнему преобладала ситуативно-деловая фор­ма, а у двоих ведущей оказалась внеситуативно-познавательная форма общения (оба воспитанника подготовительной группы). Как и на 1 этапе ни у кого из детей обеих групп не была выявлена внеситуатив­но-личностная форма общения как ведущая. В таблице 5 приведены данные о ведущих формах общения со взрослым у детей эксперимен­тальной и контрольных групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

ХОППЕР (Hopper) Эдуард (1882-1967) , американский живописец и гравер. Ученик Р. Генри. Представитель реалистического направления, входил в Эш Кэн скул. Особую известность получили его безлюдные виды американских провинциальных городов, проникнутые чувством одиночества среди знакомых и обыденных вещей ("Раннее воскресное утро", 1930).

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ , см. Календарь.

ПОДУШКОВИДНЫЕ РАСТЕНИЯ , жизненная форма растений с укороченными, как бы прижатыми к земле стеблями и мелкими листьями. Обитают в альпийском поясе гор (напр., азорелла, проломник).