Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 37
У большинства воспитанников контрольной группы желательная длительность опыта, как и на этапе констатирующего эксперимента, оказалась максимальной при игре. Они с большой неохотой оставляли занятия с игрушками, когда им предлагали перейти к чтению книги или беседе с экспериментатором. Только у двоих детей из контрольной группы длительность ситуации оказалась максимальной при чтении книг. (Обоим на этом этапе эксперимента оказалась свойственна внеситуативно-познавательная форма общения).
На заключительном этапе эксперимента мы снова проанализировали все речевые высказывания детей из обеих групп и сравнили их с данными, полученными нами на 1, констатирующем, этапеисследова-ния. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых экспериментальной группы значительно изменились, как количественно, так и качественно, чего нельзя сказать об изменениях, произошедших в высказываниях детей из контрольной группы. Остановимся на этом подробнее.
У участников экспериментальной группы на третьем этапе исчезла наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих, экспериментов, резкая разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, моделирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с экспериментатором. Полученные нами данные представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Количество речевых высказываний старших дошкольников в разных ситуациях общения после обучения (в%).
Группа экспериментальная контрольная Ситуация после до после до обучения обучения обучения обучения |
Ситуативно-деловая 31,5 60,5 48,0 56,3 Внеситуативно-познава- тельная 32,3 28,8 37,9 31,9 Внеситуативно-личностная 36,2 10,7 14,1 11,8 |
ЗЕРЕНТУЙСКАЯ КАТОРЖНАЯ ТЮРЬМА , центральная тюрьма Нерчинской каторги в м. Горный Зерентуй. Возникла в сер. 18 в.; были заключены декабристы, участники революционных движений 2-й пол. 19 в., Революции 1905-07. Упразднена в феврале 1917.
ЕЛЮЙ ЧУЦАЙ (1189-1243) , с 1218 советник Чингисхана, сопровождавший его в завоевательных походах в Ср. Азию. Автор "Описания путешествия на Запад".