Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 39

Рассмотрим поведение некоторых испытуемых из эксперименталь­ной группы во время опытов на этапе контрольного эксперимента.

Саша П. (старшая группа). Преобладающая форма общения - вне-си-туативно-познавательная. Мальчик с удовольствием согласился участвовать в опытах. С первых минут он обратился к книгам. Во время эксперимента чувствовал себя раскованно, много говорил. Са­ша неохотно расстался с книгами, когда ему предложили сменить вид деятельности. От чтения книги он перешел к игрушкам. В этой ситуа­ции мальчик чувствовал себя скованно, меньше говорил, однако и от этого занятия отказался с трудом. На предложение побеседовать Саша согласился, но чувствовал себя дискомфортно, был пассивен, с тру­дом поддерживал разговор, не задавал экспериментатору никаких во­просов, а сам ограничивался ответами на вопросы, не выходя за их рамки. Очень скоро Саша и совсем отказался от продолжения беседы. В двух повторных опытах наблюдалась аналогичная картина.

Сережа Т. (подготовительная группа). Ведущая форма общения -ситуативно-деловая. Мальчик охотно согласился на участие в экспе­рименте. Наибольший интерес он проявил к игрушкам, играл с ними около 10 минут с большим увлечением. При этом он легко шел на контакт со взрослым, но при общении с ним чувствовал себя несколь­ко напряженно. Мальчик много говорил, но все его высказывания бы­ли связаны с его действиями, т.е. являлись ситуативными. После игры Сережа попросил почитать ему книгу, однако во время чтения чувст­вовал себя скованно, но слушал книгу внимательно и с большим удо­вольствием. Говорил Сережа в ситуации с книгой не очень много, од­нако среди речевых высказываний были внеситуативные и оценоч­ные. Так он рассказал экспериментатору о книге, которую читал дома с мамой, чем она ему понравилась. Гораздо раскованнее Сережа себя почувствовал, когда начал с экспериментатором беседу на личност­ные темы. Он больше говорил, рассказывал о себе, своих маме и сест­ре, однако узнать что-то о взрослом не стремился, не задавал ему ни­каких вопросов. Желательная длительность опыта была максимальной во внеситуативно-личностной ситуации. В двух последующих опытах поведение Сережи строилось аналогичным образом. Для сравнения опишем теперь поведение детей, с которыми не проводились формирующие эксперименты.

Андрей Б. (старшая группа). Ведущая форма общения - ситуатив­но-деловая. Мальчик с радостью согласился участвовать в опытах. Он с первых минут проявил интерес к игрушкам, стал с ними играть. К экспериментатору мальчик отнесся с опаской, не хотел принимать его в свою игру , но постепенно немного освоился со взрослым, хотя и чувствовал себя напряженно. Все его речевые высказывания были связаны с выполняемыми действиями. Как правило, это были инфор­мационно-констатирующие сообщения и вопросы о правильности своих действий. С игрушками он расстался с большим нежеланием. Во время чтения книги мальчик был скован и мало говорил, но книгу слушал внимательно. Когда же экспериментатор задал Андрею во­просы о прочитанной книге, он не стал на них отвечать и выразил же­лание снова вернуться к игрушкам. От беседы на личностные темы он отказался. Таким же образом строилось его поведение и в двух других опытах по диагностике форм общения.

Страницы: 35 36 37 38 39 40 41 42 43

НИТРОФОС , двойное комплексное удобрение для разных почв под различные сельскохозяйственные культуры. Содержит 23-46% N и P2O5. Растворимо в воде.

МИОКАРДИОДИСТРОФИЯ (дистрофия миокарда) , собирательное обозначение невоспалительных поражений мышцы сердца, характеризующихся обратимыми биохимическими нарушениями, изменениями электрокардиограммы; возможно развитие сердечной недостаточности.

КАЛВИН (Кэлвин) (Calvin) Мелвин (р . 1911), американский биохимик. Открыл этапы биохимических превращений диоксида углерода при фотосинтезе (цикл Калвина). Нобелевская премия (1961).