Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 41

Таблица 9.

Ведущие средства общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с ЗПР (n1 =8, n2 =7).

Группа экспериментальная контрольная

Ведущие средства общения после до после до обучения обучения обучения обучения

Экспресивно-мимические 1 3 1 2

Предметно-действенные 0 0 0 0

Речевые 7 5 6 5

Таким образом, большинству дошкольников с ЗПР, участвовавших в эксперименте, наиболее характерны речевые средства общения со взрослым, а формирующие эксперименты не оказали решающего влияния на изменение ведущих средств общения у детей из экспери­ментальной группы.

В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. По нашему мнению, в специальных дошкольных учреждениях необхо­димо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование внеситуативных форм общения может осуще­ствляться как на специальных занятиях, так и вне их: во время игр, в уголке книги, в свободном общении детей с педагогами.

В ходе занятий учителям-дефектологам и воспитателям следует формировать у детей познавательные мотивы общения, вовлекать их в беседы на познавательные темы. Формирование интереса к книге, как источнику, содержащему множество интересных фактов, должно стать одной из главных задач, стоящих перед педагогами во время за­нятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим и чтения книг. Все это, по нашему мнению, будет способствовать возникновению реальной платформы для овладения детьми внеситуа­тивно-познавательной формой общения.

Следует также организовать специальные занятия, которые могли бы позволить детям общаться со взрослыми в рамках внеситуативно-личностной формы общения. Эта работа может быть включена, как составная часть , в занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтение книг, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Особенно удобно сочетать этот вид работы с дидактической иг­рой "Оцени поступок", направленной на нравственное воспитание дошкольников. Особое внимание во время таких занятий следует уде­лять преодолению ситуативности в контактах детей со взрослым. Для этого нужно постепенно переходить в беседах от простой констата­ции фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как смелость, честность, дружба. Особой за­дачей перед взрослым во время бесед является согласование мнений педагога и детей.

Страницы: 37 38 39 40 41 42 43 44 45

АНАБАЗИН , алкалоид растения ежовник безлистный семейства маревых; содержится также в табаке. По химическому строению и физиологическому действию близок никотину.

ЯКУБОВСКИЙ Иван Игнатьевич (1912-76) , Маршал Советского Союза (1967), дважды Герой Советского Союза (1944). В Великую Отечественную войну командир танкового полка, танковой бригады, заместитель командира гвардейского танкового коруса. В 1957-65 1-й заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Группой советских войск в Германии. С апреля 1967 1-й заместитель министра обороны СССР, с июля одновременно главнокомандующий Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

ФЕНОЛЯТЫ , продукты замещения в фенолах атома водорода гидроксильной группы металлом, напр. ArONa (A = C6H5 или др. ароматический радикал). Кристаллические вещества; применяются в органическом синтезе, как катализаторы полимеризации.