Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 41
Таблица 9.
Ведущие средства общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с ЗПР (n1 =8, n2 =7).
Группа экспериментальная контрольная Ведущие средства общения после до после до обучения обучения обучения обучения |
Экспресивно-мимические 1 3 1 2 Предметно-действенные 0 0 0 0 Речевые 7 5 6 5 |
Таким образом, большинству дошкольников с ЗПР, участвовавших в эксперименте, наиболее характерны речевые средства общения со взрослым, а формирующие эксперименты не оказали решающего влияния на изменение ведущих средств общения у детей из экспериментальной группы.
В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. По нашему мнению, в специальных дошкольных учреждениях необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование внеситуативных форм общения может осуществляться как на специальных занятиях, так и вне их: во время игр, в уголке книги, в свободном общении детей с педагогами.
В ходе занятий учителям-дефектологам и воспитателям следует формировать у детей познавательные мотивы общения, вовлекать их в беседы на познавательные темы. Формирование интереса к книге, как источнику, содержащему множество интересных фактов, должно стать одной из главных задач, стоящих перед педагогами во время занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим и чтения книг. Все это, по нашему мнению, будет способствовать возникновению реальной платформы для овладения детьми внеситуативно-познавательной формой общения.
Следует также организовать специальные занятия, которые могли бы позволить детям общаться со взрослыми в рамках внеситуативно-личностной формы общения. Эта работа может быть включена, как составная часть , в занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтение книг, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Особенно удобно сочетать этот вид работы с дидактической игрой "Оцени поступок", направленной на нравственное воспитание дошкольников. Особое внимание во время таких занятий следует уделять преодолению ситуативности в контактах детей со взрослым. Для этого нужно постепенно переходить в беседах от простой констатации фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как смелость, честность, дружба. Особой задачей перед взрослым во время бесед является согласование мнений педагога и детей.
ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович (1899-1993) , сценарист, заслуженный деятель искусств России (1969), Герой Социалистического Труда (1979). Сценарии фильмов: "Машенька" (1942), "Мечта" (1943), "Коммунист" (1958), "Ленин в Польше" (1966), "Твой современник" (1968), "Объяснение в любви" (1978), "Ленин в Париже" (1981) и др. Их отличает внимание к психологическому раскрытию характеров, особый интерес к показу человеческих судеб в моменты острых исторических событий. Государственная премия СССР (1943, 1967, 1983).
САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО (875-999) , государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1-й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в.
ТИГАНСКИЙ МОГИЛЬНИК , древних венгров кон. 8-9 вв., у д. Тиганы Большие, в Татарии. Трупоположения с оружием, сбруей, костями коней, серебряными погребальными масками и др.