Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 40

Катя К. (подготовительная группа). Преобладающая форма обще­ния внеситуативно-познавательная. Девочка с радостью согласилась поучаствовать в эксперименте. Она сразу обратилась к игрушкам и долго (15 минут) с ними играла, однако в этой ситуации общения чув­ствовала себя очень скованно, мало говорила, причем все ее высказы­вания были ситуативными. Перейти к чтению книги она согласилась только после долгих уговоров, т.к. никак не могла расстаться с иг­рушками. Однако сразу почувствовала себя свободнее, хотя не совсем комфортно. Говорила девочка в этой ситуации общения больше. Она рассказала экспериментатору после чтения книги о колокольчиках, где растут колокольчики, что они вянут, если их сорвать, но на вопро­сы взрослого отвечала неохотно, односложно. На предложение побе­седовать она согласилась. Во время беседы чувствовала себя очень комфортно, много говорила, но многие ее высказывания были ситуа­тивны. Ничего об экспериментаторе она узнать не захотела., а стала рассказывать о себе, своей маме, бабушке. Беседа длилась 6 минут, после чего девочка выразила желание вернуться в группу. Та же кар­тина наблюдалась в повторных опытах.

Таким образом, у испытуемых экспериментальной группы повы­сился уровень коммуникативной деятельности. У большинства из них появилось стремление к познавательным контактам, интерес к книге, а деловое общение отступило на второй план; т.е. у детей ведущей стала внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. После занятий формирующего эксперимента все испытуемые прояви­ли способность к внеситуативно-личностному общению, однако бесе­ды на личностные темы они, как правило, поддерживают с трудом.

У участников же контрольной группы в основном сохранилось преобладание деловых контактов, на фоне которых общение со взрослым происходило для них проще и естественнее. Они обычно пренебрегали познавательными контактами и лишь немногие согла­шались вступить в беседу на личностные темы. Это значит , что до­минирующей для большинства из них осталась ситуативно-деловая форма общения со взрослым. И лишь у некоторых дошкольников с ЗПР без специального обучения к 7 годам начинает преобладать вне­ситуативно-познавательная форма общения со взрослым.

Следовательно, данными экспериментов по диагностике форм об­щения на 3, контрольном, этапе были подтверждены наши предполо­жения о том, что уровень коммуникативной деятельности детей с ЗПР можно повысить, упражняя их в общении на специально организо­ванных занятиях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную) формы общения со взрослым.

На заключительном этапе нашей работы снова были проведены наблюдения за испытуемыми для выявления у них ведущих средств общения. Они по-прежнему пользовались в основном речевыми и экспрессивно-мимическими средствами, причем последние не стали сколько-нибудь разнообразнее и были в основном представлены улыбками и мимикой. Как и раньше все дети разговаривая со взрос­лым, редко на него смотрели. Отметим, что участники эксперимен­тальной группы больше пользовались различными средствами обще­ния, чаше прибегали к предметно-действенным средствам (прибли­жениям, удалениям, протягиваниям предметов). Основными средст­вами общения по прежнему остались речевые (12 детей) и экспрес­сивно-мимические (3 испытуемых).По сравнению с данными наблю­дений 1 этапа трое детей (2 из экспериментальной и 1 из контрольной групп) перешли от экспрессивно-мимических средств, которые явля­лись для них основными на исходном этапе, к речевым как ведущим средствам общения со взрослыми.

Страницы: 36 37 38 39 40 41 42 43 44

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч . enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии. Крупнейшие универсальные энциклопедические издания: "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона (Россия), "Большая советская энциклопедия" (СССР), "Британская" (Британская энциклопедия) (США и Великобритания), "Американа" (Американская энциклопедия) (США), "Большой Брокгауз" и "Энциклопедический словарь Мейера" (Германия), "Большой Ларусс" (Франция), "Эспаса" (Испания) и др.

УЛЬСКИЙ АУЛ (ныне аул Уляп Шовгеновского р-на Адыгеи) , близ которого расположены курганы скифских вождей 6-5 вв. до н. э. с оружием, золотыми украшениями в зверином стиле, конями (в самом большом кургане 410 костяков лошадей).

ГЕКАТА , в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой).