Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речиСтраница 53
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.
Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в экспериментальной группе.
Упражнения для развития мышления:
- выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;
- моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв;
- работа с кубиками Кооса;
- складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;
- игра «IV лишний»
Упражнения для стимуляции слухового внимания:
игры и упражнения из программы детского сада:
- «Угадай, кто кричит?»;
- «Угадай, на чём играют?»;
- «Угадай, что делают?»;
- «Найди пару»;
- «Где мой домик?»;
- игра «IV лишний»;
- «Узнай по описанию»;
- «Телефон»;
- «Отгадай сказку по отрывку».
Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:
- длительная сортировка и нанизывание бусинок;
- лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);
- чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.
Развитие образной памяти:
- рисунок-схема;
- пробы Хеда (определение схемы собственного тела);
- тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.
Развитие оперативной памяти:
- тест «Кулак – ребро – ладонь»;
- игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»;
- «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);
- «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего(ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности;
- «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;
- отстукивание ритмов «Телеграфист»;
- рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).
Развитие зрительного восприятия:
- игра «Что изменилось?»;
- «Отгадай сказку по иллюстрации»;
- срисовывание фигур (учитывать пропорции);
- дорисовывание фигур с недостающими деталями;
- письмо букв и слов по шаблонам;
- изографы;
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.
Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.
2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму
В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон потверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.
НАНСИ (Nancy) , город на северо-востоке Франции, административный центр департаментов Мерт и Мозель. Порт на р. Мерт и канале Марна - Рейн. 102 тыс. жителей (1990). Центр Лотарингского индустриального района. Машиностроение, производство художественного стекла и фаянсовых изделий. Университеты. Музеи: изящных искусств; школы Нанси; истории герцогства Лотарингского. Известен с 10 в. В 13-18 вв. резиденция лотарингских герцогов. Около Нанси 5.1.1477 наемная швейцарская пехота и эльзас-лотарингские войска герцога Лотарингского разгромили рыцарскую конницу бургундского герцога Карла Смелого (погиб в бою), что привело к распаду Бургундского герцогства. Ансамбль пл. Станислава, Карьер и Королевской - пример барочного градостроительства (18 в.).
ЕСИЛЬ , город (с 1963) в Казахстане, Акмолинская обл., на р. Ишим. Железнодорожный узел. 17 тыс. жителей (1991). Производство стройматериалов, швейная фабрика, молочный завод.
ЮСТИНИАН I (482 или 483-565) , византийский император с 527. Завоевал Сев. Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе).