Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речиСтраница 52
В процессе третьего периода обучения (март – май) основной акцент в коррекционной работе воспитателя - это развитие связной речи детей. На занятиях продолжалась работа по закреплению у них использования сложных предложений, где поставленные звуки активно вводились в речь. На занятиях воспитателя активно велась работа над совершенствованием словесно-логического мышления ребёнка.
2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления
Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
С первых дней пребывания ребёнка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:
- Почему осенью люди теплей одеваются?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?
Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять детям. Сначала отвечающему надо задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:
- Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?
- Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля и т. п.)?
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы:
- Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
- Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?
- Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?
- Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?
2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти
Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
ОППЕЛЬ Владимир Андреевич (1872-1932) , российский хирург, основатель научной школы, один из основоположников хирургической эндокринологии в России. Дал научное обоснование этапному лечению раненых. Труды по коллатеральному кровообращению, травматологии, военно-полевой хирургии.
ЦВЕТА ПОБЕЖАЛОСТИ , радужные цвета (соломенный, золотистый, пурпурный, фиолетовый и др.), возникающие на чистой поверхности нагретой стали, а также на поверхности некоторых минералов в результате появления тонкого слоя оксидов.
ШАФЕР (Szafer) Владимир (1886-1970) , польский ботаник, основатель научной школы по палеоботанике. Труды по систематике, географии и экологии растений, палеоботанике и охране природы. Во время фашистской оккупации ректор подпольного университета.